История Квир кино: Европа

История европейского LGBT кинематографа: Раннее европейское кино

Освальд и Магнас ХирчфильдЕвропейское кино существенно повлияло на формирование истории квир-кинематографа. В первые тридцать лет (приблизительно с 1920 по 1950 гг.) европейское кино, так же, как и Американское, редко показывало правдивые, глубокие образы геев и лесбиянок, или серьезно затрагивало тему гомосексуальности.

Однако, с развитием идей и отношений в Европе в период с 1960 по 1970 гг. жизнь и культура гомосексуалов стали более очевидны, а сами фильмы стали более откровенными в описании сексуальных отношений. фильм Девушка в УниформеВ результате, ЛГБТ режиссеры во многих европейских странах смогли перенести свои собственные впечатления на экран, мастерски развивая социально важные квир-темы в фильмах.

Несмотря на то, что работа шла во многих направлениях, исследовалось разнообразное количество тем, среди множества тем ЛГБТ в европейских фильмах можно выделить несколько основных: как, например, конфликт между классами и поколениями, положение маргиналов, тоска по любви и свободе в репрессированном обществе.

Моритц Стайлер Ранние Гей и Лесби фильмы.

Герман БангПервым известным фильмом гей тематики стал фильм шведского режиссера Моритца Стайлерa / Mauritz Stiller’s Vingarne (Крылья / The Wings 1916 год). Основанный на романе Германа Банга / Herman Bang фильм «Майкл» / “Mikael” рассказывает о скульпторе и его влечении к своему молодому и красивому ученику (интерес которого главным образом представляют женщины). Молодой человек использует своего покровителя в собственных интересах при любой возможности и их роман заканчивается трагичной смертью скульптора от «разбитого сердца».

Карл Теодор ДреерЭтот же материал был использован немецким режиссером Карлом Теодором Дреером / Carl Theodor Dreyer в 1924 году, фильм «Микаэль» / “Mikael”. Как и в более раннем шведском фильме отношения между двумя мужчинами протекают сдержанно, а общение происходит главным образом посредством взглядов и интонаций.

Конрад  ВейдтДругой ранний фильм гей тематики Ричарда Освальда Андерса / Richard Oswald Anders ( «Отличный от других» / Als die Andern / Different from the Others 1919 г.) снятый Освальдом и Магнасом Хирчфильдами / Oswald and Magnus Hirschfeld - знаменитым Германским сексологом и основателем университета Сексуальной Науки в Берлине.фильм Отличный от других В главной роли снялся Конрад Вейдт / Conrad Veidt, он исполнил роль музыканта, шантажируемого тем, что попытался познакомится с мужчиной на танцах. Фильму предшествовал монолог Хирчфильда перед камерой, а сам фильм заканчивается просьбой об отмене параграфа 175, немецкого закона о наказании за гомосексуализм. Фильм был запрещен германским правительством после недолгой коммерческой рекламы.

Леонтин СаганВ 1931 Леонтин Саган / Leontine Sagan сняла фильм «Девушки в Униформе / Girls in Uniform / Madchen in Uniform», один из самых ранних фильмов с сильным лесбийским подтекстом. Основанный на романе немецкой писательницы Кристы Винслоуб, фильм рассказывает историю Мануэллы, несчастной девушки, посланной в школу-интернат, где она обнаруживает в себе романтическое влечение к учительнице. Когда Мануэлла открыто заявляет о своей любви, директриса школы объявляет такие чувства греховными и решает исключить девушку. Столкнувшись с разлукой со своей любимой, Мануэлла находится на грани самоубийства. Для фильма было созданы две концовки: по первой Мануэлла умирает, в другой же ее спасают одноклассники. Последняя версия была признанна американскими критиками нежелательной , поэтому более трагическая концовка фильма, где ученица неизменно остается наказанной за свои чувства, стала единственной доступной версией в Штатах на протяжении десятилетий.

Жан Кокто / Jean Cocteau и Жан Жене / Jean Genet

Жан Кокто
Жан Жене
Другими значительными образцами раннего европейского гей кино стали фильмы Жана Кокто и Жана Жене, например, “Песнь любви / Un chant d’amour“.

Жан Кокто был одним из самых разносторонних Французских артистов 20 века. Помимо занимаемой им должности кинорежиссера, он также был поэтом, романистом, художником, драматургом, дизайнером и актером. Кокто был открытым гомосексуалом, во многих его фильмах главные роли исполнил его любовник Жан Маре / Jean Marais.

Жан МареПервый фильм Кокто «Кровь поэта / Le sang d’un poete / The Blood of a Poet» 1930 г анализирует процесс создания искусства через серию сказочных таблиц. Кокто утверждал, что сам фильм был попыткой рассказать, откуда приходят стихи. Он отрицал, что фильм содержит какой-либо символизм и называл кино реалистическим документальным кино нереальных происшествий.фильм Кровь поэта

В течение следующих нескольких лет Кокто пишет диалоги и адаптирует несколько историй для экрана, но фильм Песнь любви только через 15 лет начинает писать сценарии и снимать свой второй фильм «Красавица и Чудовище / La belle et la bete / Beauty and the Beast» 1946 г. Используя призрачные образы и романтически элегантные декорации и костюмы Кокто рассказывает историю (основанную на сказке 18 века Мадам Лапринс де Бомон / Madame Leprince de Beaumont) одинокого и непонятого чудовища (Жан Маре), влюбившегося в красивую молодую женщину. «Красавица и Чудовище» по общему мнению является одной из самых очаровательных картин, когда либо им снятых.

Кокто и Маре впоследствии сотрудничали еще в нескольких фильмах, как, например, «Двуглавый орел / L’aigle a deux tetes / The Eagle Has Two Heads» 1947 г., «Ужасные родители / Les parents terribles / The Storm Within» 1948 г. Наверное, одним из самых главных фильмов их совместной работы стал фильм «Орфей / Orphee / Orpheus» 1949 г.фильм Орфей Фильм основан на греческом мифе об Орфее, но только все действие разворачивается в послевоенном Париже. Маре снимается в главной роли поэта, который следует за духом своей покойной жены в подземное царство. Однако, вместо того, чтобы спасти свою жену, он оставляет ее, с целью найти, возможно, существующие сокровища Смерти.

Обладая гомоэротическим самосознанием, Орфей представляет собой яркий и оригинальный образ, сам фильм становится известным благодаря снявшимся в нем двум одетым в кожу мотоциклистам, которые являют собой посланников Смерти.

После окончания съемок фильма «Орфей» Кокто не снимал собственных фильмов в течении 10 лет. Он объяснял свой уход тем, что кино стало гомерическим, находящимся в зависимости от режиссеров и финансовых спонсоров. Однако время от времени он писал диалоги, тексты и иногда сценарии к фильмам других режиссеров. Кокто снял свой последний фильм в 1960г. - «Завещание Орфея / Le testament d’Orphee / The Testament of Orpheus», еще один пересказ легенды Орфея, на этот раз интерпретированный как история поэта 18 века, путешествующего в поисках вдохновения. Главную роль поэта Кокто исполнил сам.

Свидетельство ОрфеяЕще одним французским режиссером, повлиявшим на квир кино и экспериментальное кино, стал Жан Жене. Хотя он больше известен как романист и драматург, в 1950 г. Жене создает «Песнь любви  / Un chant d’amour / A Song of Love» - фильм, ставший одной из самых ранних и выдающихся попыток изобразить гомосексуальную страсть на экране.

При длительности менее чем 30 минут, фильм рассказывает историю трех заключенных в одиночных камерах и их тюремном надзирателе. Реалистические сцены заключенных, пытающихся сообщить о своем желании друг друга (например два заключенных курят одну на двоих сигарету, выдувая дым друг другу через отверстие стене) открывают простор для фантазии образов однополой любви.

Со времени выхода этот фильм был подвержен критике и запрещен в нескольких странах на основании непристойности. Фильм очень откровенен в выражении желаний мужчин геев, так, например, в фильме есть несколько сцен онанизма, и, возможно, самые ранние кадры возбужденного члена, показанные законно в непорнографическом фильме.

“Жертва”

фильм ЖертваДругой вехой в эволюции квир кинематографа стал релиз Британского фильма «Жертва / Victim» (1961). Фильм, снятый Базилем Дэрденом / Basil Dearden, затрагивает серьезные проблемы, обращаясь к враждебному восприятию Британской публикой гомосексуальности. В то время в Англии существовали законы запрещающие гомосексуализм, что делало многих мужчин геев уязвимыми: возможность шантажа и, как следствие, разоблачения.Базиль  Дэрден «Жертва» рассказывает историю самоопределившегося, но не имеющего реальных связей, гомосексуала ( Дирк Богард / Dirk Bogarde), который рискуя своим браком и карьерой, пытается выследить группировку вымогателей, ведущих охоту на обеспеченных мужчин-геев. Фильм стал первым в Британии, где использовался термин гомосексуальный, по этой же причине изначально фильм был запрещен в Штатах.

Возможно, в наше время фильм может показаться очень робким в своем раскрытии этой темы, тем не менее, «Жертва » для своего времени стал очень смелым фильмом.

Выпустив фильм после сообщения Уолфендена 1957(*) , который положительно отзывался о гомосексуализме и утверждал, что это более не является криминальным преступлением в Англии, режиссеры сознательно пытались повлиять на изменение Британских законов и зрительское восприятие гомосексуальности. Шестью годами позже после выпуска фильма, акт о сексуальных оскорблениях 1967 г. в итоге исключил из числа преступлений гомосексуальные отношения между лицами старше 21, проживающими на территории Англии и Уэльса.

В то время как политические и социальные изменения постепенно происходили в Европе в 1960-1970 года портрет гомосексуальных мужчин и женщин на экране становится более приемлемым, на первый план выходят несколько гей и лесбийских режиссеров со своими фильмами Квир-тематики.
Среди них итальянцы Лучино Висконти / Luchino Visconti и
Пьер Паоло Пазолини / Pier Paolo Pasolini,
немцы Райнер Вернер Фассбиндер / Rainer Werner Fassbinder
и Роза вон Пронхейм / Rosa von Praunheim,
британец Дерек Джармэн / Derek Jarman и
испанец Педро Альмодовар / Pedro Almodovar.

Лучино Висконти Пьер Паоло Пазолини Райнер Вернер  Фасбиндер
Лучино Висконти Пьер Паоло Пазолини Райнер Вернер Фасбиндер
Роза вон Пронхейм Дерек Джармэн Педро Альмодовар
Роза вон Пронхейм Дерек Джармэн Педро Альмодовар

(*) Председателем комитета стал Джон Уолфенден (1906-1985), бывший директор школы, а позднее директор Британского Музея. Комитет встретился впервые в сентябре 1954. Результатом их работы было Сообщение Ведомственного Комитета по Гомосексуальным Преступлениям и Проституции, изданное в сентябре 1957. Из 13 членов Комитета, который работал в течение трех лет, двенадцать высказались за то, что обоюдные гомосексуальное отношения, не предполагающие огласку больше не являлись уголовным преступлением. Вопреки свидетельствам почти всех психиатрических учреждений комитет установил, что “гомосексуализм официально не является болезнью”. Публикация сообщения произвела шторм дебатов в прессе и заполнила первые полосы газет.

Лукино Висконти

фильм Смерть в ВенецииВероятно, самым важным вкладом Лучино Висконти (Luchino Visconti) в развитие гей кино стал фильм Смерть в Венеции” (Morte a Venezia / A Death in Venice - 1971), адаптированный вариант классической гомоэротической новеллы Томаса Манна (Thomas Mann). Фильм рассказывает историю Асченбаха (Aschenbach), самовлюбленного, но стареющего композитора, который едет в Венецию, чтобы отдохнуть после перенесенного стресса в жизни и карьере. Преследуемый идеей познать идеальную красоту и совершенство, он очаровывается молодым мальчиком Тадзио (Tadzio). Изначально намереваясь остаться на Венецианском курорте лишь на некоторое время, композитор придумывает различные причины продлить свои каникулы, не смотря на угрозу разразившейся в том месте смертельной холеры. фильм Наваждение Азенбах задерживается в столице и умирает в cвоем стремлении понять смысл любви.

Среди других известных фильмов кинорежиссера Висконти (Luchino Visconti) надо отметить его первую работу “Одержимость” (Ossessione - 1942), запрещенную версию новеллы Джеймса М. Кейна (James M. Cain) - “Почтальон всегда звонит дважды” (The Postman Always Rings Twice). Висконти (Luchino Visconti) фильм Рокко и его братья искусно описывает дружбу молодого рыбака Джино (Gino) и уличного фокусника как односторонний гей роман. Например, в одной из сцен, где оба мужчины спят в одной постели, уличный фокусник зажигает спичку, желая изучить лицо Джино в момент сна.

Фильм “Рокко и его Братья” (Rocco e i suoi fratelli / Rocco and His Brothers - 1960) показывает картину жизни крестьян юга Италии, которые едут в Милан в поисках экономической стабильности. фильм Леопард В фильме также присутствует вторая сюжетная линия - боксерский промоутер, который платит молодым мужчинам за секс.

Фильм “Леопард” (Il gattopardo / The Leopard - 1963), один из самых нашумевших фильмов Висконти (Luchino Visconti), рассказывает историю упадка Сицилианской аристократии в период Рисорджименто (Risorgimento - эпоха воссоединения Италии), движения 19 века, которое привело к объединению Италии. Сама история фильма созвучна истории семьи Лучино (Luchino Visconti). фильм Гибель богов

актер Хельмут Бергер В фильме Проклятые / Гибель богов” (La caduta degli dei / The Damned - 1969) режиссер показывает подъем нацизма, изображая распад германской промышленной семьи времен Третьего рейха. Фильм полон гомоэротизма: Хельмут Бергер (Helmut Berger), впервые появившийся в этом фильме в роли сына германского промышленника и его наследника, загримирован под Марлен Дитрих (Marlene Dietrich). Откровенной гей оргии предшествует сцена изображающая “Ночь Длинных Ножей” (Night of the Long Knives), 30 Июня 1934, когда Гитлер провел чистку партии cвоего гомосексуального коллеги Ernst Rohm и еще 300-ти членов партии “Коричневых рубах”. фильм Людвиг 2Стилизованный декаданс, описанный в картине Висконти (Luchino Visconti), настолько правдоподобен, что фильм изначально был выпущен в Штатах с маркировкой Х.

Фильм Людвиг 2” (Ludwig II - 1972) в котором Висконти (Luchino Visconti) рассказывает биографию сумасшедшего короля Баварии, открытого гея - Людвига 2. Фильм рассказывает о стареющем человеке, который сходит с ума по миловидному молодому актеру.

фильм Семейный портрет в интерьереКульминацией творчества Висконти (Luchino Visconti) становится фильм Семейный портрет в интерьере” (Gruppo di famiglia in un interno / Conversation Piece - 1974). В этом фильме отражены большинство тем, затронутые Висконти (Luchino Visconti) в своем творчестве: разрушение семьи, разложение традиционных семейных ценностей, одержимость поиском идеала красоты.

Пьер Паоло Пазолини (Pier Paolo Pasolini)

фильм Аккатоне / грязный нищий

Поэт, художник, сценарист, эссеист и новеллист Пьер Паоло Пазолини (Pier Paolo Pasolini), больше известен за пределами Италии как кинорежиссер. И правда, Паоло Пазолини (Pier Paolo Pasolini) является одним из самых значимых кинорежиссеров, второй волны Жестокая жизньитальянского кино в 1960-х. Будучи политическим радикалом и открытым гомосексуалом, Пазолини (Pier Paolo Pasolini), тем не менее, в своих фильмах редко затрагивал тему гомосексуализма. Первый фильм режиссера, “Аккаттоне / Грязный Нищий” (Accattone - 1961), сценарий которого был адаптирован по его собственной новелле - “Жестокая жизнь” (Una vita violenta / A Violent Life) - представляет зрителю реалистичное описание жизни криминального подводного мира Рима. Сочувственное отношение к аморальным главным героям вызвало незамедлительную бурную негативную реакцию. фильм Мама РомаИзначально итальянские власти подумывали запретить выход фильма, но в конечном итоге разрешили показ с ограничениями только для взрослых.

Следующий фильм Пазолини (Pier Paolo Pasolini) - “Мама Рома” (Mamma Roma - 1962) с Анной Магнани (Anna Magnani ) актриса Анна Магнанив главной роли исследует схожую область и концентрируется вокруг мира женщины, которая волею судьбы возвращается к своей предыдущей жизни и работе проститутки. Фильм привлек внимание официальной цензуры - “никакого здравого смысла и благопристойности”. В конечном итоге фильм был допущен к показу лишь после длительных судебных разбирательств.

В очередной раз Пазолини (Pier Paolo Pasolini) навлек на себя гнев публики и впутался в судебные разбирательства фильм РоГоПаГвыпустив свой третий фильм - “Овечий сыр” (La ricotta).

Пазолини (Pier Paolo Pasolini) был приглашен сделать свой эпизод в фильме “РоГоПаГ” (RoGoPaG 1963 - названный так по именам главных кинорежиссеров, задумавших этот проект): Роберто Росселлини (Roberto Rossellini), Жан-Люк Годар (Jean-Luc Godard), Пьер Паоло Пазолини (Pier Paolo Pasolini), Уго Григоретти (Ugo Gregoretti).
режиссер Жан-Люк Годар
В короткометражном фильме “Давайте очистимся”, снятом Пазолини (Pier Paolo Pasolini), мелкий преступник находит подработку актером в фильме о жизни Христа. Играя роль одного из воришек, распятых Христом, он по иронии судьбы страдает от несварения и в конце концов умирает режиссер Уго Григореттипрямо на кресте. Итальянские власти посчитали фильм “оскорблением существующей религии”. В результате Пазолини (Pier Paolo Pasolini) получил трехмесячное условное наказание. Существенно отредактированная версия фильма Пазолини была в итоге допущена к показу.

Логично было бы предположить, что следующий фильм Пазолини (Pier Paolo Pasolini) “Евангелие от Матфея” (Il Vangelo secondo Matteo / The Gospel According to St. Matthew - 1964), фильм Евангелие  от Матфеяснятый практически в документальном стиле, снова вызовет возмущение и будет подвергнут жесткой цензуре. Однако, на этот раз все произошло по другому. Фильм был одобрен католической организацией как один из самых достоверных фильмов, изображающих Христа, и, наоборот, был атакован левыми: критики обвинили его в набожности. Несмотря на всю спорность, а, возможно, и благодаря этому, фильм принес Пазолини (Pier Paolo Pasolini) мировую известность. фильм Птицы большие и малые

Позднее кинорежиссер снимает фильм “Птицы большие и малые” (Uccellacci e uccellini / Hawks and Sparrows - 1966) о приключениях отца и сына (роль сына сыграл Нинетто Даволи (Ninetto Davoli), бывший одно время любовником Пазолини). Актер Нинетто ДаволиПосле кинорежиссер сосредотачивает свое внимание на мифическом прошлом и снимает фильм “Царь Эдип” (Edipo re / Oedipus Rex - 1967)

Пазолини (Pier Paolo Pasolini) вернулся к современному направлению в 1968 году, написав сценарий к фильму Теорема” (Teorema - 1968), ставший одной из самых противоречивых его работ. Это история об очаровательном , фильм Царь Эдипзагадочном незнакомце, проникшем в дом буржуа Миланской семьи и весьма преуспевшем в физическом и эмоциональном соблазнении всех ее членов, включая отца и молодого сына. фильм ТеоремаКатолические власти были в ярости от фильма, отказавшись выпускать его на большой экран и обвинив кинорежиссера в непристойности. Двумя годами позже все обвинения были сняты и официальный выпуск фильма состоялся в 1970.

В начале 1970-х Пазолини сконцентрировал свое внимание на похотливых эротических адаптациях классических текстов, которые в то время сам характеризовал как - “мои самые аполитичные фильмы”. Фильмы Декамерон” (Il Decameron / The Decameron - 1971), “Кентерберийские рассказы” (I racconti di Canterbury / The Canterbury Tales - 1972) и Арабские ночи / Цветок 1001 ночи” (Il fiore delle mille e una notte / Arabian Nights - 1974) обеспечили Пазолини (Pier Paolo Pasolini) его самый большой коммерческий успех и широкую аудиторию.

фильм Декамерон фильм Арабские ночи / Цветок 1001 ночи фильм Кентерберийские рассказы

фильм Сало / 120 дней  содомаПоследний фильм Пазолини (Pier Paolo Pasolini) был очень противоречивым - Сало или 120 дней содома” (Salo o le 120 giornate di Sodoma (Salo / The 120 Days of Sodom - 1976), это бескомпромиссный и ясный синтез Италии в период правления Муссолини и философии маркиза Де Сада. В фильме постоянно мелькают сцены насилия, содомии, сексуального унижения и пыток, которыми баловались фашисты. Фильм “Сало или 120 дней содома” был выпущен (и запрещен на основании непристойности) через две недели после смерти Пазолини (Pier Paolo Pasolini), убитого мужчиной-проститутом. В течении последующих нескольких лет фильм был запрещен в Италии и почти во всех других странах.

Райнер Вернер Фассбиндер (Rainer Werner Fassbinder) и новое кино Германии.

Одним из самых примечательных феноменов кино была короткая, но богатая фильмами карьера немецкого режиссера Райнера Вернера Фассбиндера (Rainer Werner Fassbinder), умершего в возрасте 36 лет. Лишь несколько других кинорежиссеров в истории кино могли похвастаться такой же продуктивностью. С 1966 по 1982, Фассбиндер (Rainer Werner Fassbinder) снял 44 фильма. фильм Горькие слезы  Петры Фон КантЕго гениальный вклад был отмечен дикой, саморазрушительной натурой, которая завоевала ему репутацию enfant terrible (”ужасного ребенка”), и сделала его центральной фигурой нового кино Германии. Открытый гей (он рассказал отцу про свою гомосексуальность уже в 15 лет), Фассбиндер (Rainer Werner Fassbinder), тем не менее, дважды был женат, одна из его жен снималась в его фильмах, другая - была его редактором.

В своих фильмах Фассбиндер (Rainer Werner Fassbinder) рассказывает о стремлении человека обрести любовь, его поиске свободы и о тех многочисленных преградах, которые ставит общество на пути к осуществлению этой мечты. Темы гомосексуальности нередко затрагивались в его фильмах и были как центральными, так и темами второго плана.

фильм Кулачное право свободы Фассбиндер (Rainer Werner Fassbinder) достиг своего первого всемирного успеха выпуском фильма Горькие слезы Петры Фон Кант” (Die Bitteren Tranen der Petra von Kant / The Bitter Tears of Petra von Kant - 1972) - История рассказывает о любви двух женщин - успешной модельерши и юной манекенщицы.

Снова начав работать в жанре “голливудской мелодрамы”, Фассбиндер снимает фильм Кулачное право свободы” (Faustrecht der Freiheit / Fox and His Friends - 1975). Главный герой фильма - гей, работающий в цирке (его Фасбиндер сыграл сам), который по счастливой случайности выигрывает в лотерею. фильм Сатанинское отродьеСтав богатым он знакомится с молодым буржуа, который постоянно пользуется этой дружбой, вытягивая из него деньги. Обвиненный некоторыми гей критиками (мужчинами и женщинами) в гомофобии, Фассбиндер (Rainer Werner Fassbinder) утверждал, что главным акцентом в фильме стало не сексуальное поведение, а скорее сила отношении между людьми, связанных сексуальными отношениями, разницей в возрасте, принадлежащих разным социальным классам.

Фассбиндер (Rainer Werner Fassbinder) исследовал свои саморазрушительные тенденции в фильме “Сатанинское отродье” (Satansbraten / Satan’s Brew - 1976). Фильм рассказывает об артисте Кранзе (Kranz), который уже не может больше творить. В фильме присутствуют несколько детальных сцен секса. В одной из них мужчина предоставляет Кранзу комнату для отдыха, в которой откровенно мастурбирует на камеру в течении всей беседы с Кранзом. Другая сцена - сцена насилия, в которой Кранза избивает сутенер, и он (Кранз) фильм В год  тринадцати лунобнаруживает, что боль приносит ему наслаждение.

Фильм “В год тринадцати лун” (In einem Jahr mit 13 Monden / In a Year of 13 Moons - 1978 г.) исследует проблемы сексуальной идентичности и уже знакомую Фассбиндеру тему “аутсайдер среди аутсайдеров”. Фильм, снятый после самоубийства Актер Брэд Дэвис Brad Davis бывшего любовника Фасбиндера, стал откровенным и глубоко личным исследованием личности, находящейся в поисках любви, одобрения и принятия.

Наиболее известной гомоэротической работой Фасбиндера стал его финальный фильм “Керель” (Querelle - 1982), снятый по рассказу Жана Жене / Jean Genet “Керель Де Брист” (Querelle de Brest). Картина, посвященная исследованию различных форм любви и сексуальности, рассказывает историю молодого моряка (его сыграл американский актер Брэд Дэвис / Brad Davis), открывшего в себе гомосексуальность. В первой из нескольких эротических сцен фильма главный герой Керель нарочно проигрывает пари мужу хозяйки публичного дома тем самым позволяя изнасиловать себя. При съемках фильма Фассбиндер использовал различные гей архетипы, как, например, мужчины одетые в кожу, моряки-дебоширы в белой униформе, и намеренно стилизованный пейзаж фаллической архитектуры. Фассбиндер умер в 1982 году от передозировки снотворным и кокаином.

Роза фон Праунхейм (Rosa von Praunheim)

Фильм Извращенец не гомосексуалист, а общество, в котором он живет Другим плодовитым режиссером нового немецкого кино, выработавшим свой неповторимый стиль, стал Роза фон Праунхейм ( урожденный Холгер Мишвицкий / Holger Mischwitzky). Имя Роза Мишвицкий взял в память о гомосексуалах, заключенных в фашистских концентрационных лагерях.

Начиная свою карьеру в конце 1960-х годов, Фон Праунхейм разработал новый конфронтационный подход к созданию кино, предлагавший минимум комфорта зрителю и отрицавший вдохновляющую и оптимистичную трактовку гей жизни. Как говорил он сам “я не хочу, чтобы зритель на моих картинах отдыхал, я хочу, чтобы он расстраивался”. Фильм Армия любовников или революция извращенцев В 1971 году фон Праунхейм получил признание и одновременно вызвал широкие дискуссии по всей Германии, выпуском фильма “Извращенец не гомосексуалист, а общество, в котором он живет ” (Nicht der Homosexuelle ist pervers, sondern die Situation, in der er lebt / It is Not the Homosexual Who Is Perverse, but the Society in Which He Lives - 1971). Появление этого фильма на экранах стало одним из самых важных событии, подтолкнувшим к активизации движения гомосексуалов Германии в их борьбе за терпимость и равноправие.

трансвестит Шарлота фон  Мальсдорф / Charlotte von MahlsdorfФильм “Армия любовников или революция извращенцев” (Armee der Liebenden oder Revolte der Perversen / Army of Lovers or Revolution of the Perverts - 1979), рассказывает об истории гей движения в Америке с 1950 по 1976 года. Фильм “Вирус не знает морали” (Ein Virus kennt keine Moral / A Virus Knows No Morals - 1985 г.) – один из самых ранних фильмов фон Праунхейм, посвященный проблеме СПИДа. Джефф Страйкере Jeff Stryker Позднее он создаст трилогию фильмов аналогичной тематики. “Позитив” (Positiv / Positive), “Тишина = смерть” (Schweigen = Tod / Silence = Death), “Огонь под вашей задницей” (Feuer unterm Arsch / Fire Under Your Ass). Все картины были сделаны в 1990 г.

В 1992 году режиссер снял фильм о жизни восточно-германского трансвестита Шарлоты фон Мальсдорф / Charlotte von Mahlsdorf: “Я сама себе женщина” (Ich bin meine eigene Frau / I Am My Own Woman), а в 1996 году - “Транссексуальная угроза” (Vor Transsexuellen wird gewarnt / Transsexual Menace), фильм посвященный трансгендерному коммьюнити и изначально задуманный для трансляции на германском телевидении. Гей сексолог Магнус Хирчфилд / Magnus Hirschfeld стал прототипом фильма “Эйнштейн Секса“(Der Einstein des Sex / The Einstein of Sex - 1999г.). “Хочешь,буду твоей жареной колбаской?” (Can I Be Your Bratwurst, Please? - 1999 г.) - 30 минутная гей комедия режиссер Фрэнк  Риполоу Frank Ripploh о звезде порнографии Джеффе Страйкере / Jeff Stryker.

Фрэнк Риполоу / Frank Ripploh еще один гей режиссер, чьи работы полны противоречий. Риплоу достиг международного успеха выпуском своего первого фильма “Такси до туалета” (Taxi zum Klo / Taxi to the Loo - 1981). режиссер Фрэнк  Риполоу Frank RipplohФильм представляет собой детальный отчет о сексуальных фантазиях и выходках самого режиссера. Риплоу продолжил работать в том же направлении и несколькими годами позже снял “Такси в Кайро” (Taxi nach Kairo / Taxi to Cairo - 1987г). В фильме мать главного героя угрожает лишить его наследства, если он не остепенится и не женится. Риплоу умер в 2002 году в возрасте 52 лет.

Режиссер Вольфганг Петерсен / Wolfgang Peterson впервые получил признание благодаря своему фильму “Последствия” (Die Konsequenz / The Consequence - 1977г) - недосказанная, лишенная сантиментов история каминг аута, написанная и снятая им в соавторстве. Режиссер продолжил завоевывать международную славу, выпустив новый фильм “Подводная лодка” (Das Boot / The Boat - 1981) - военную драму о команде германской подлодки. Впоследствии Вольфганг Петерсен переезжает в Калифорнию, где снимает ряд мэйнстримовских Голливудских фильмов.

Дерек Джармен (Derek Jarman) и Британское кино.

режиссер Кеннет Ангер Kenneth Anger
Британский кинорежиссер Дерек Джармен (Derek Jarman) был уникальным человеком, хорошо известным своими богатыми образами, смелой критикой общества и открытыми исследованиями гомосексуальности. Он неоднократно пересматривал историю с позиции гей мировоззрения. На его работы повиляли такие европейские кинорежиссеры как Кокто / Cocteau, Поль  Хамфресс Paul HumfressФассбиндер / Fassbinde, Пазолини / Pasolini и американский андеграундный режиссер Кеннет Ангер / Kenneth Anger.

Себастьян” (Sebastiane, 1976) - фильм, ставший дебютом Джармена (в сотрудничестве с Полем Хамфресс / Paul Humfress). Откровенная гомоэротическая интерпретация жизни мученика Святого Себастьяна с диалогами, написанными полностью на латыни. Фильм начинается с длительной сцены Римской оргии и танца голых мужчин. Все это заработало фильму статус Х сразу же после его первого показа. Тем не менее, фильм имел успех как у критиков, так и коммерческий .

Фильм Караваджо CaravaggioСледующим фильмом Джармена стал фильм Юбилей” (Jubilee, 1977) - политическая фантазия, в которой королева Елизавета I, путешествуя по Англии, видит свою страну опустошенной насилием и анархией. Буря” (The Tempest, 1979) - переработка Шекспировской пьесы - фильм, вышедший следом за “Юбилеем”.

Джармен вновь возвращается к творчеству Шекспира для своей следующей работы - “Разговор с ангелом” (The Angelic Conversation, 1985) - уникальное исследование темы гомосексуального желания в 14-м сонете Шекспира. Фильм Караваджо” (Caravaggio, 1986) исследует искусство и сексуальность последнего,фильм Едвард 2 Edward II относящегося к эпохе Возрождения, итальянского живописца. Фильм стал, пожалуй, одной из самых известных работ Джармена. Интересна сама манера повествования фильма: рассказ ведется в анахроническом стиле - мотоциклы и джазовая музыка сочетаются с богато тонированными, досконально воссозданными работами Караваджо. Акцент в фильме сделан на гомосексуальные отношениях автора с его моделями и различные скандалы, в которые был вовлечен художник.

В 1991 году Джармен создал фильм по пьесе Кристофера Марлоу / Christopher Marlowe Эдвард 2” (Edward II). Хотя фильм относительно близок самой пьесе, но режиссер превратил первоначальный источник в сказание о гомосексуальном мученике, столкнувшимся с установившейся гомофобией. В фильме также присутствуют прямые ссылки на репрессивную природу политики Маргарет Тэтчер. Джармен усилил фильм, добавив различные образы гомосексуальной любви.

Другими значительными картинами этого режиссера стали такие фильмы как На Англию прощальный взгляд” (The Last of England, 1988), “Реквием по войне” (War Requiem, 1989), Сад” (The Garden, 1990), “Витгентштейн” (Wittgenstein, 1993) и финальная работа “Голубой” (Blue, 1993).
Джармен умер от СПИДа в 1994 году.

режиссер Улрике Оттингер Ulrike Ottinger Германский режиссер Улрике Оттингер / Ulrike Ottinger стала значимой фигурой в лесбийском кино благодаря своим экстравагантным фантазиями. Соблазны и желания ее женских образов в фильмах никогда не представлены открыто, но тонко завуалированы в мизансценах .

Первой ее работой стал фильм - “Лаокоон и сыновья” (Laokoon and Sohne / Laocoon and Sons, 1975). В главной роли снялась Табо Блюмштейн / Tabea Blumenschein, андеграундная актриса и на тот момент любовница Оттингер. Оттингер и Блюмштейн сотрудничали и позднее в фильме “Мадам Х, абсолютная Правительница” (Madame X eine absolute Herrscherin / Madame X An Absolute Ruler, 1975) - сатирическая и эротическая фантазия, ставшая с того времени культовым фильмом, повествует о группе женщин, решившихся присоединится к женщине-пирату во время морского путешествия.

Оттингер также сняла несколько документальных фильмов, в основном о маргинальных культурах, как, например, - “Китай: Искусство каждый день” (China. Die Kunste - Der Alltag / China. The Arts - The Everyday, 1985) - фильм о каждодневной жизни китайских провинций Синчун и Юнан, “Тайга” (Taiga, 1992) - история кочевых племен Северной Монголии, “Высылка из Шанхая” (and Exil Shanghai / Exile Shanghai, 1997) - фильм о судьбе 6-ти изгнанных из Шанхая евреев, позже осевших в Штатах.

режиссер Моника Треут Monika Treut Еще один режиссер-женщина Моника Треут / Monika Treut исследовала спорные вопросы в таких фильмах, как: “Совращение” (Verfuhrung), “Жестокая женщина” (Die grausame Frau / Seduction: The Cruel Woman, 1985) фильмы о психологических аспектах садомазохизма, “Девственная машина” (Die Jungfrauenmaschine / Virgin Machine, 1988) - главная героиня которого - немецкая журналистка, исследующая лебсийскую субкультуру Сан-Франциско.

режиссер Теренс Дэйвис Terence Davies Сборник документальных фильмов “Женский проступок” (Female Misbehavior, 1992) стал, пожалуй, самой важной и известной работой Моники Треут. “Бандаж” (Bondage, 1983) - рассматривает явление садомазохизма и бондажа; “Анни” (Annie, 1989) - история художницы лесбиянки Анни Спринкл / Annie Sprinkle, “Доктор Пагля” (Dr. Paglia, 1992) - в центре внимания картины - критик Камил Пагля / Camille Paglia, “Макс” (Max, 1992) - документальный фильм о путешествии ФТМ (FTM) трансcексуала Макса Велерио / Max Velerio.

Британский кинорежиссер Теренс Дэйвис / Terence Davies начал свою карьеру с короткометражек “Дети” (Children, 1976), “Мадонна и ребенок” (Madonna and Child, 1980) и “Смерть и трансфигурация” (Death and Transfiguration, 1983). писатель Джон Кеннеди Тул John Kennedy Toole Эти глубоко личные фильмы ведут хронику событий жизни главного героя с детства и до момента смерти, прослеживая то, как он строит отношения со своей семьей рабочего класса, решает проблему религиозного воспитания и собственной гомосексуальности. писательница Эдит Вартон Edith Wharton Все три фильма были выпушены одновременно в 1984 году под общим названием “Трилогия Теренса Дэйвиса” (The Terence Davies Trilogy).

Первой полнометражной работой Дэвиса стал фильм “Далекие голоса, застывшие жизни” (Distant Voices, Still Lives, 1988) . В этой автобиографической работе Дэвис провел параллели с собственной суровой жизнью в Ливерпуле в период с 1940 по 1950 годы. Картина завоевала международное признание за свои структурные инновации и лирические образы. В следующем фильме “Конец долгого дня” (The Long Day Closes, 1992) Дэвис предложил зрителю уже более позитивный взгляд на детство подростков, выросших в рабочих семьях католиков. В дальнейшем режиссер отходит от съемок автобиографических картин и, вдохновленный новеллой Джона Кеннеди Тула / John Kennedy Toole “Союз Тупиц” (A Confederacy of Dunces), снимает фильм “Неоновая Библия” (The Neon Bible, 1995г) и “Дом Радости” (The House of Mirth, 2000), основанную на новелле Эдит Вартон / Edith Wharton.

режиссер Тони Ричардсона Tony Richardson К другим значительным британским фильмам LGBT тематики можно отнести работу Тони Ричардсона / Tony Richardson “Вкус меда” (A Taste of Honey, 1961)- история одинокой, молодой беременной девушки, которая знакомится со студентом геем и арендует вместе с ним дом. Фильм “Вкус меда“, режиссер Джон Шлесингер John Schlesingerоснованный на пьесе Шелгана Деленей / Shelagh Delaney, стал одним из первых положительных портретов гомосексуального героя в истории кино.

Фильм “Воскресенье, кровавое воскресенье ” (Sunday Bloody Sunday, 1971) Джона Шлесингера / John Schlesinger повествует о жизни молодого бисексуального скульптора, разрывающегося в своих симпатиях между разведенной женщиной и обеспеченным доктором. “Морис” (Maurice, 1987) – фильм, созданный при сотрудничестве двух выдающихся людей:британский драматург Джо Ортона Joe Orton Джеймса Айвори / James Ivory (режиссер ) и Измаила Мерчанта / Ismail Merchant (продюсер), основан на посмертно напечатанном романе Е. М. Форестер / E.M. Forster. Фильм рассказывает о жизни мужчины из высшего общества Англии времен Эдварда, который пытается примирится со своей гомосексуальностью.

режиссер Салли Поттер Sally PotterПервые работы Стивена Фрирза / Stephen Frears “Моя прекрасная прачечная” (My Beautiful Laundrette, 1985)- история межрасовых, межклассовых и однополых отношений в Лондоне, фильм “Держи Ухо Востро” (Prick Up Your Ears, 1987)- исследование жизни британского драматурга Джо Ортона / Joe Orton, убитого на пике славы своим наставником и любовником Кеннет Холливел / Kenneth Halliwell - также стали важным дополнением в историю гей кинематографа.

Вирджиния Вульф Virginia Woolf Орландо” (Orlando, 1992) режиссера Салли Поттер / Sally Potter - фильм, основанный на причудливой новелле Вирджинии Вульф / Virginia Woolf. Главный герой - транссексуал, человек знатного происхождения времен правления Елизаветы, сменивший свой пол. “Все тот же человек, абсолютно никакой разницы. Просто другой пол” - замечает Орландо, засыпая мужчиной, а проснувшись уже женщиной. Роль Орландо исполнила актриса Тильда Свинтон / Tilda Swinton, а Королеву Елизавету сыграл гей - автор сценария и актер Квентин Крисп / Quentin Crisp.

Среди прочих работ британских режиссеров стоит отметить режиссера Хетти МакДональд / Hettie MacDonald с фильмом “Красота” (Beautiful Thing, 1996)- любовная история двух мальчишек Лондона, Брайна Гильберта / Brian Gilbert и его фильм “Уайлд” (Wilde, 1997) – историю поэта и драматурга Оскара Уайлда / Oscar Wilde. В главной роли снялся открытый гей, актер Стефан Фрай / Stephen Fry.

Педро Альмодовар / Pedro Almodovar и Элой Де Ла Иглесиас / Eloy de la Iglesia

фильм Нескромное обаяние порока Entre tinieblas Dark Habits
Педро Альмодовар / Pedro Almodovar - один из самых известных по всему миру режиссеров, ворвавшийся в мир кино из постфранковой Испании. Альмодовар начал свою карьеру со съемок короткометражных фильмов в начале 1970-х. Первые его работы стали культовыми, а третий фильм Нескромное обаяние порока” (Entre tinieblas / Dark Habits, 1983) завоевал режиссеру еще более широкую аудиторию. “Нескромное обаяние порока” - оригинальная комедия о ночной певице, ищущей укрытия в монастыре, провинившихся монахинь, которые потакают себе в такие редких удовольствиях, как употребление фильм За что мне это Que he hecho yo para merecer esto What Have I Done to Deserve This тяжелых наркотиков и порнография.

Популярность режиссера возросла с выпуском таких фильмов как За что мне это?” (Que he hecho yo para merecer esto?!! / What Have I Done to Deserve This?, 1984) и “Матадор” (Matador, 1986). В более поздних работах Альмадовара уже отчетливо присутствует характерный ему стиль: сочетание элементов вычурности, комедии, мелодрамы, сексуальной интриги, часто выходящей за границы социально одобренных норм.
фильм Все о моей матери Todo sobre mi madre All About My Mother

Первым всемирным успехом режиссера стал фильм “Женщины на грани нервного срыва” (Mujeres al borde de un ataque de nervios / Women on the Verge of a Nervous Breakdown, 1988) - детально продуманный фарс, разбирающий клише женской истерики . В течении 1990-х годов Альмодовар продолжает создавать свои шедевры, сюжет которых, как правило, трагикомичен, а внимание сфокусировано на смерти, насилии, жестокости и предательстве.

С выпуском фильма Все о моей матери” (Todo sobre mi madre / All About My Mother, 1999) в работах Альмодовара появляется больше изящества и эмоциональной тонкости. “Все о моей матери” - фильм о женщине, которая после трагической смерти своего малолетнего сына путешествует по Барселоне в поисках отца ребенка, к тому времени ставшего трансексуалом. В 2002 году выходит фильм “Поговори с ней” (Hable con ella / Talk to Her, 2002) - запутанная сказка о большой любви, одержимости и потери.

режиссер Эллой де ла Иглесия / Eloy de la Iglesia Самым важным фильмом гей тематики, а также по признанию самого Альмадовар, самой личной его работой, стал фильм “Закон желания” (La ley del deseo / Law of Desire, 1987). Запутанный сюжет фильма, в котором объединилось все фантазии: мистическое убийство и эротическая комедия, закручен вокруг главного героя Пабло, писателя гея и режиссера, безумно и безответно влюбленного в Джуана.

фильм Неделя Убийцы Человек каннибал La semana del asesino Week of the Killer Cannibal Man Одним из самых первых режиссеров, начавших снимать тематическое кино - стал уроженец Баска - Элой Де Ла Иглесиас / Eloy de la Iglesia. Открытый гей, Элой Де Ла Иглесиас, утверждал, что его фильмы про “мир, о котором большинство режиссеров не считают нужным говорить”, про мир маргиналов. Де ла Иглесия говорил про себя, что он режиссер, который “всегда хочет снимать фильмы, которые не принято снимать” и фильмы о том, что “не все хотят обсуждать”. Несмотря на давление цензуры и недружелюбную реакцию лидеров Католической церкви на большинство его фильмов, Де ла Иглесия популярен и имеет коммерческий успех, особенно в Испании.

фильм Спрятанные удовольствия Los placeres ocultos Hidden Pleasures Элой Де Ла Иглесиас начал свою карьеру в кино в 1966 году, выпустив свой первый фильм “Фантазия” (Fantasia)- сборник трех короткометражек, основанных на детских историях Ганса Христиана Андерсена / Hans Christian Andersen, Л. Франка Бома / L. Frank Baum и Братьев Гримм / the Grimm brothers. Первый коммерческий успех ему принес фильм “Стеклянный потолок” (El techo de cristal / The Glass Ceiling, 1971), а двумя годами позже Элой Де Ла Иглесиас получает свой первый международный успех за фильм “Неделя Убийцы. Человек каннибал” (La semana del asesino / Week of the Killer. Cannibal Man, 1974) - жестокий отчет молодого человека, вставшего на тропу убийств.

фильм Влюбленные Болгары Los novios bulgaros Bulgarian Lovers Смерть генерала-диктатора Франциска Франко / Francisco Franco в 1975 году была благой вестью для творческих людей Испании. Как результат, Элой Де Ла Иглесиас создает фильм “Тайные удовольствия” (Los placeres ocultos / Hidden Pleasures, 1977) - первый гей фильм снятый в Испании. “Тайные удовольствия” - история банкира гомосексуалиста, испытывающего симпатию к небогатому молодому человеку.

В 1979 году Элой Де Ла Иглесиас возвращается к схожей теме и создает фильм “Депутат. Признание одного конгрессмена” (El Diputado / The Deputy. Confessions of a Congressman) - история женатого гея-конгрессмена, который рискуя политической карьерой, влюбляется в молодого мужчину и пытается втянуть его в свою семейную жизнь. Гомосексуальная связь в этом фильме заканчивается трагически.

Элой Де Ла Иглесиас продолжает свою карьеру выпуском таких фильмов как “Священник” (El sacerdote (The Priest, 1979) - запрещенный католической церковью и сильно раскритикованный цензурой к моменту своего выхода, “Приятели” (Colegas / Pals, 1980) и “Выстрел” (El pico / The Shoot, 1983г.) После отсутствия на большом экране в течении 15 лет режиссер возвращается с новым фильмом “Влюбленные Болгары” (Los novios bulgaros / Bulgarian Lovers, 2003) - комедия сексуального помешательства гомосексуального адвоката, влюбившегося в симпатичного молодого иностранца.

Другие известные заметные европейские фильмы

режиссер Шанталь Акерман Chantal Akerman

Другим значительным режиссером в истории Европейского кино LGBT тематики стала бельгийка - Шанталь Акерман / Chantal Akerman, чьи работы акцентируют внимание зрителя на таких темах, как отчуждение, вуайеризм и маргинализация. “Я, ты, он, она” (Je, tu, il, elle, 1974) – история сексуальных метаний молодой женщины.режиссер Этторе Скола Ettore Scola Главную роль в фильме сыграла сама Акерман. Фильм “Dielman, 23 Quai du Commerce, 1080 Bruxelles” (1976) - стал самой известной работой режиссера . Главная героиня фильма – молодая вдова, чья жизнь домохозяйки начинает стремительно рушиться в то время, как она пытается спрятать «темную» сторону своей жизни - работу проституткой.

Фильм итальянского режиссера Этторе Скола / Ettore Scola “Особый день” (Una giornata particolare / A Special Day, 1977), в главных ролях которого Софи Лорен / Sophia Loren и Марчелло Мастроянни / Marcello Mastroianni, рассказывает историю женщины, поддерживающей своего гомосексуального соседа, накануне прихода Гитлера в 1938 году в фашистскую Италию.

режиссер Эрнест Ёхансен Ernst Johansen
Датские фильмы “Ты не один” (Du er ikke alene / You Are Not Alone, 1978), снятый усилиями Эрнеста Ёхансена / Ernst Johansen и Лассе Нильсона / Lasse Nielsen и фильм “Друзья навеки” (Venner for altid / Friends Forever, 1987) - режиссер Жан Деланной Jean Delannoyрежиссер Стефан Ханзельман / Stefan Henszelman - оба этих фильма рассказывают о проблемах геев подростков, которые пытаются ужиться со своей гомосексуальностью.

Стоит также отметить французские фильмы Жана Деланнуа / Jean Delannoy “Странная дружба” (Les amities particulieres / This Special Friendship, 1964г.), рассказ о дружбе молодых людей в строгой католической школе–интернате В 1930 гг. Популярный фильм-фарс Клетка для чудиков” (La cage aux folles, 1978), режиссер Эдуардо Молинаро. Фильм повествует о гей паре, чья жизнь переворачивается с ног на голову в тот момент, когда сын одного из мужчин объявляет о своем решении жениться.

режиссер Андре Тешине Andre TechineМежду нами” (Coup de foudre / Entre Nous, 1983) - фильм режиссера Дианы Кюри / Diane Kury - история любви двух женщин, встреча которых происходит после второй мировой войны, постепенно между ними образуется крепкая связь, которая не оставляет места их детям и мужьям.

режиссер Алан Берлинер Alain BerlinerАндре Тешине / Andre Techine с фильмом Я не целуюсь” (J’embrasse pas / I Don’t Kiss, 1991) - фильм о молодом человеке, бросившем свой родной дом, с целью сделать карьеру в Париже, но в итоге он оказывается на улицах города, зарабатывая на жизнь гей-проституцией. Фильм “Дикие тростники” (Les roseaux sauvages / Wild Reeds, 1994) - изящная, чувственная история каминг аута начала 1960-х. Воры (Les Voleurs, 1996), где главную роль сыграла Катрин Денев / Catherine Deneuve, влюбленная в “плохую девчонку”.

Фильм “Дикие ночи” (Les nuits fauves / Savage Nights, 1992) режиссер Кирилл Коллард / Cyril Collard о неразборчивом в своих сексуальных связях мужчине (в главной роли Кирилл Коллард / Cyril Collard), пытающемся осознать факт, что он ВИЧ инфицированный. Сам Коллард умер на следующий год после выпуска фильма, от болезни вызванной СПИДом.
Фильм “Жизнь в розовом цвете” (Ma vie en rose, 1997) режиссера Алан Берлинер / Alain Berliner - история 8 летнего мальчика, мечтающего прожить жизнь девочки.

(С) По материалам сайта lgbtq.com
Перевод текста Brief
Литературная адаптация текста Валери
Перепечатка и использование статьи ЗАПРЕЩЕНО
Только с разрешения администрации Лестницы
Своровано админом гейвидео по имени Илья в сентябре 2009 года без указания авторства.

Оставить комментарий

Я - не спам-бот.

Spam Protection by WP-SpamFree

ЛГБТ кинематограф: история, события, люди
Проект Творческого центра Лестница
Вэб-дизайн ©Валери и Кир 2009