Грета Гарбо - Greta Garbo

Вспоминая Грету Гарбо.

Она - великолепная голливудская суперзвезда без мужа или даже официального «бойфренда». Она избегает вопросов о своих взаимотношениях, а ее самые любимые фильмы - те, в которых ее романы с мужчинами закончились трагически или являются просто второстепенными по отношению к большой истории ее личных поисков. Ее талант как актрисы легендарен, но в отличие от своих равных по положению знаменитостей, тема ее личной жизни почти совершенно игнорируется сканадальной прессой, безжалостной по отношению к другим.

Да, это похоже на Джоди Фостер, плюс-минус восемьдесят лет. Но в действительности, это описание легендарной актрисы Греты Гарбо, которая усовершенствовала искусство быть всемирно известной, будучи неизвестной вообще в 1920-х.

И к этому дню, ее квир-поклонники - единственная часть населения, вероятно, которая знает о ее нетрадиционной жизни.

Молодые женщины подрастающего поколения, возможно, никогда даже не видели ни одного фильма с участием Греты Гарбо, но они узнают ее имя. Отчасти это из-за добровольного самоизгнания Гарбо из Голливуда в возрасте 36 лет и ее затворнической жизни в Нью-Йорке до самой смерти в возрасте 86 лет в 1990-м году. Но, загадка Гарбо может также быть связана с тайной, окружающей ее сексуальную ориентацию. Даже сегодня господствующие СМИ не решаются глубоко копаться в ее проникнутой романтикой жизни и затрудняются примирить ее образ богини кино с очевидностью ее любви к другим женщинам.

Грета Ловиса Густавсон / Greta Lovisa Gustafsson родилась в 1905 году в Швеции. В возрасте 14 лет из-за бедности в семье и ранней смерти ее отца она была вынуждена пойти зарабатывать деньги, работая моделью, и ее великолепная внешность попалась на глаза кинорежиссеру-гомосексуалисту Морицу Стиллеру / Mauritz Stiller. Стиллер распознал ее потенциальные возможности и начал готовить к карьере звезды. Он убедил ее изменить имя - сначала на Мону Габор / Mona Gabor, а в конечном итоге на Грету Гарбо / Greta Garbo - и снял фильм «Сага о Йесте Берлинге – The Atonement of Gösta Berling» (1924), который привлек к ней внимание главы одной из крупнейших студий Голливуда «Метро Голдвин Майер» Луиcа Б. Майера / Louis B. Mayer.

Перед отъездом в «MGM», Гарбо снялась в фильме «Безрадостный Переулок – The Joyless Street» у легендарного немецкого режиссера Георга Вильгельма Пабста / G.W. Pabst. По словам Дианы МакЛеллан / Diane McLellan в книге «Девушки: Сафо Едет в Голливуд – The Girls: Sappho Goes To Hollywood» (2000), именно на съемках «Безрадостного Переулка» 19-летняя Гарбо встретила 23-летнюю Марлен Дитрих / Marlene Dietrich.

Дитрих была ее противоположностью – так же дика и открыто сексуальна, как Гарбо была наивна и чопорна. Характер их отношений был источником споров (обе отрицали, что они когда-либо встречались, Дитрих отрицала, что она была в фильме вообще) и сплетен, которые будут кружить вокруг обеих до конца их жизней. (Сам Пабст стал источником скандала, когда снял «Ящик Пандоры – Pandora`s Box» (1929), шокируя американских зрителей совращением «голливудской феи» Луизы Брукс / Louis Brooks посредством роли распутной лесбиянки, который он, по сообщениям, создал по образу Марлен Дитрих. Фильм сделал Брукс международной звездой.)

В «Девушках» МакЛеллан утверждает, что Дитрих совратила Гарбо, а затем сплетничала в их кругах о поношенном нижнем белье Гарбо и ее наивном отношении к сексу. Дитрих именовала Гарбо “крестьянкой” и МакЛеллан предполагает, что этот злополучный роман оскорбил и травмировал Гарбо. Она теоретизирует, что оставившее глубокий след предательство Дитрих, возможно, побуждало Гарбо всю жизнь к опровержению ее сексуальной ориентации и эксцентричному отрицанию всех романтичных любовных связей.

Когда Гарбо наконец прибыла в Соединенные Штаты в возрасте 20 лет, она снялась на студии «MGM» в своем первом фильме «Поток – The Torrent» (1926). Фильм мгновенно стал хитом, за которым в том же году последовали «Соблазнительница – The Temptress», затем «Плоть и Дьявол – Flash and the Devil», ее первая совместная работа с актером Джоном Гилбертом / John Gilbert. По общему мнению, Гарбо влюбилась в Гилберта на короткое время, но Гилберт так никогда и не забыл ее. В «Девушках» МакЛеллан пишет: “Он умолял свою ‘Svenska flicka’ (маленькую шведскую девочку) выйти за него замуж. Она была настолько одинока, что порой соглашалась. Но всегда паниковала в последнюю минуту и убегала.”

Гарбо буквально оставила Гилберта у алтаря в 1926 году и именно через Гилберта она скоро познакомилась с актрисой Лилиан Тэшмэн / Lilyan Tashman.

Тэшмэн была открыто бисексуальной красоткой, которая научила общеизвестно старомодную Гарбо, как выглядеть кинозвездой. Она была также первой из ее многочисленных женщин-любовниц в Голливуде. Другие победы включали актрис Еву вон Берн / Eva von Berne и Салку Фиртел / Salka Viertel, комедийную актрису Беа Лилли / Bea Líllie, писательницу Мерседес де Акоста / Mercedes de Acosta, шведскую графиню Ингрид Вахмейстер / “Horke” Wachtmeister и даже Луизу Брукс/Louis Brooks. Многие из этих женщин были защищены от общественных внимательных взглядов своим “бледно-лиловым замужеством” с мужчинами, но не Гарбо. В результате, Джон Гилберт стал ее “показным поклонником” и в течение многих лет она водила за нос кучу других мужчин, которые разделили его невознагражденную преданность.

Гарбо ухитрялась пускать пыль в глаза посредством голливудских женщин и сохранять свой статус одной из самых больших кинозвезд эпохи. Она снялась в своем первом звуковом фильме «Анна Кристи – Anna Christie» в 1931 году и была одной из немногих звезд эпохи «немого кино», которые успешно перешли к звуковым картинам. Она снялась в таких известных фильмах, как: «Гранд Отель – Grand Hotel» (1932), «Королева Христина – Queen Christina» (1933), «Анна Каренина – Anna Karenina» (1935), «Дама с Камелиями – Camille» (1936) и «Ниночка – Ninotchka» (1939).

Она насовсем оставила работу в кино в 1941 году, снявшись в комедии режиссера Джорджа Кьюкора / George Cukor «Двуличная Женщина - Two-Faced Woman» (подзаголовок на афише: “Веселитесь с Гарбо! “)

Конечно, распутство - предмет, только лишь упомянутый в очень неофициальной версии жизни Гарбо. Если вы прочитаете биографию Гарбо в «Нью-Йорк Таймс», вы узнаете только о ее отмененной свадьбе с Гилбертом и что “актриса имела бы другие романтические увлечения, но никогда не вышла бы замуж”. Это типичная линия сторонников Гарбо.

В большинстве господствующих публикаций, на сексуальную ориентацию Гарбо ссылаются только неопределенно, с кодовыми словами типа “андрогинный” и со ссылками на ее склонность к “мужской” одежде. Можно даже найти список ее любовников, который включает актеров Гилберта и Джона Бэрримора / John Barrymore, а также фотографа-гомосексуалиста Сесила Битона / Cecil Beaton (описавшего самого себя, как “ужасный, ужасный гомосексуалист”).

Но вы должны будете отыскать книгу МакЛеллан «Девушки», чтобы узнать о любовных связях Гарбо с женщинами в деталях. Фактически, «Девушки» содержат богатую информацию об известных (и распространенных посредством слухов) лесбийских романах многих из звезд Золотой Эры Голливуда, включая Аллу Назимову / Alla Nazimova, Айседору Дункан / Isadora Duncan, Таллулу Банкхед/Tallulah Bankhead, Хетти МакДэниэл/Hattie McDaniel, Пэтси Келли/Patsy Kelly, Лизабет Скотт / Lizabeth Scott и пресловутую «разбивательницу сердец» Марлен Дитрих. Книга - превосходный материал для документального или – даже лучше - художественного фильма.

Тем временем, TCM (Turner Classic Movie – кабельный телевизионный канал, показывающий некоммерческие классические фильмы, преимущественно из фондов компаний «Turner Entertainment» и «Warner Brothers», - прим. перев.) впервые представит в этом месяце новый, подробный документальный фильм о Гарбо, снятый режиссером и историком кино Кевином Браунлоу / Kevin Brownlow. Прокомментированный Джули Кристи / Julie Christie, фильм предлагает редкую информацию от семьи и друзей и рисует образ земной, забавной Гарбо, которому противоречит ее легенда. Фильм даже затрагивает запретную тему сексуальности Гарбо.

Браунлоу рассказал газете «The Orlando Sentinel» на прошлой неделе, что: “Cемья хотела, чтобы мы включили, что она не была лесбиянкой, но никто из тех, с кем мы говорили, не был так категоричен…. Это одна из тех вещей, в которых вы не можете быть категоричными. Все, что вы можете сделать – лишь затронуть это”. В результате «The Sentinel» сообщает: “Семье не нравится толкование фильма, касающееся сексуальности актрисы. Друзья говорят, что Гарбо получала большое удовольствие, описывая себя в мужских выражениях и вводя в заблуждение людей родовой путаницей”.

Но некоторые из самых больших намеков на ее истинную сексуальность были обронены самой Гарбо. Цитаты вроде: “Быть женщиной - прекрасное качество, которого я не могу иметь в достаточном количестве” и “Вы не должны выходить замуж, чтобы иметь хорошего друга в качестве вашего партнера жизни” - были не просто стандартно звучащей информацией для женщин, ищущих славы в ее эпоху.

Какие бы тайны она не хранила, она прожила ярко, как самобытный, независимый дух, добившийся международного успеха, который не был когда-либо определен ее отношениями с мужчинами. Это - подвиг, все еще редкий для актрис в 21-м столетии.

В честь 100-го дня рождения Греты Гарбо в этом месяце, компания «Warner Home Video» выпустила коллецию фильмов с участием Греты Гарбо «Garbo: The Signature Collection», полный набор из 10-ти DVD дисков, включающий некоторые из ее лучших фильмов: «Анна Кристи – Anna Christie», «Мата Хари - Mata Hari», «Гранд Отель – Grand Hotel», «Королева Христина – Queen Christina», «Анна Каренина – Anna Karenina», «Дама с Камелиями – Camille» и «Ниночка – Ninotchka». В комплект также входят несколько эксклюзивных вещей, оплачивающихся отдельно, таких как: девять редких минут отснятого материала из ее утерянного немого фильма 1928 года «Божественная Женщина – The Divine Woman», запасной вариант концовки фильма «Соблазнительница – The Temptress» и эксклюзивный документальный полнометражный фильм «TCM Архивы: Гарбо – TCM Archives: Garbo» (снятый Кевином Браунлоу).

Кармен Крегло/Karman Kregloe, 12 сентября 2005
Перевод и адаптация текста bluesgal
Перепечатка и использование статьи ЗАПРЕЩЕНО
Только с разрешения администрации Лестницы

1 Комментарий к статье “Грета Гарбо - Greta Garbo”

  1. ЛГБТ кинематограф: история, события, люди написал(а):

    [...] после принятия Кодекса; иногда они также обладали «квир»-аурой. Например «Королева Кристина» (1933) Греты Гарбо (Greta Garbo) (1905–1990) носит брюки, управляет страной и довольно страстно целует в губы свою [...]

Оставить комментарий

Я - не спам-бот.

Spam Protection by WP-SpamFree

ЛГБТ кинематограф: история, события, люди
Проект Творческого центра Лестница
Вэб-дизайн ©Валери и Кир 2009