Режиссеры ЛГБТ кино

Режиссеры ЛГБТ кинематографа Существование кинорежиссеров, которые снимают фильмы о геях, лесбиянках и бисексуалах  стало жизненной творческой необходимостью более ста лет назад с момента появления кино, как средства массовой информации.

Но до двух последних десятилетий большинство режиссеров благоразумно держали свои работы (а нередко и свои жизни) закрытыми, так как фильмы экспериментальных авторов и авторов течения “андеграунд”, хотя и часто противостоящие друг другу по теме и технике, имели ограниченное распространение и финансовую поддержку.

За последнее время молодые кинорежиссеры нетрадиционной ориентации нажились на возросшем (хотя и, несомненно, вызывающем проблемы) интересе публики для завоевания признания со стороны критиков и коммерческой жизнеспособности своих проектов.

режиссер Мориц Стиллер Mauritz Stiller
Золотая эпоха Голливуда

Во время так называемой “Золотой эпохи Голливуда” существовал ряд знаменитых режиссеров, которые были известны в закрытом кругу благодаря своим сексуальным альтернативным предпочтениям.

режиссер Джордж Кьюкор George Cukor
Это Джордж Кьюкор / George Cukor, Эдмунд Гулдинг / Edmund Goulding, Митчелл Лайзен / Mitchell Leisen, Фридрих Вильгельм Мурнау / F.W. Murnau, Мориц Стиллер / Mauritz Stiller, Джеймс Уэли / James Whale и Дороти Арзнер / Dorothy Arzner, которые работали с разной степенью успеха в киноиндустрии.

режиссер Эдмунд Гулдинг Edmund Goulding
Джордж Кьюкор / George Cukor (1899-1983) – в основном известен как плодовитый и дерзкий режиссер женских фильмов. В Голливуде его сексуальная ориентация была всем известным секретом, и хотя она не вредила существенно его карьере, большинство верит, что его гомосексуальная репутация стоила ему режиссуры фильма “Унесенные ветром” (Gone With the Wind, 1939), вызвавшая возражения мачо - звезды Кларка Гейбла / Clark Gable.

режиссер Митчелл Лайзен Mitchell Leisen
Хотя работа Джорджа Кьюкора / George Cukor никогда открыто не обращалась к вопросам гомосексуализма, позднее критики и зрители заметили многие подтексты нетрадиционной ориентации в ней: подчеркивающая одежда Кэтрин Хепберн / Katharine Hepburn в фильме “Сильвия Скарлетт” (Sylvia Scarlett, 1935); замечательно подчеркнутая похотливость в одежде и диалогах всего женского актерского состава в фильме “Женщины” (The Women, 1939); изнеженная фигура Кип в классическом фильме “Ребро Адама” (Adam’s Rib, 1948).

режиссер Джеймс Уэли James Whale
Джеймс Уэли / James Whale (1839-1957), менее сдержанный и, как следствие, менее удачливый, чем Джордж Кьюкор / George Cukor, переехал на Бродвей, а затем и в Голливуд из английского театра. И хотя он работал во многих жанрах, включая его первую версию музыкального фильма “Showboat” (1936), репутация его как режиссера основывается на четырех классических фильмах ужасов: “Франкенштейн” (Frankenstein, 1931), “Невеста Франкенштейна” (Bride of Frankenstein, 1935), “Старый темный дом” (The Old Dark House, 1932), и “Человек-невидимка” (1933). Эти фильмы с их гротескным окружением и главными героями, вызывающими отвращение, были истолкованы как представляющие метафорическое выражение страдания от нетрадиционной ориентации.

режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау F W Murnau
Карьера Джеймса Уэли / James Whale прервалась, по крайней мере, частично, из-за его отказа приглушить свое открытое гомосексуальное поведение, и последние два десятилетия своей жизни он провел на задворках Голливуда. Обстоятельства его смерти в плавательном бассейне оставались неразгаданными до недавнего времени, когда стало известно о его предсмертной записке.
Последние месяцы его жизни послужили основой для фильма Билла Кондона / Bill Condon “Боги и монстры” (Gods and Monsters, 1998) с Йеном МакКелленом / Ian McKellen в главной роли по роману Кристофера Брэма / Christopher Bram “Отец Франкинштейна / Father of Frankenstein”.
режиссер Дороти Арзнер Dorothy Arzner
Хоть иногда и поговаривают, что лесбийские наклонности Дороти Арзнер / Dorothy Arzner (1897-1979) дали ей некоторую свободу как “одному из парней” в этой ярко выраженной мужской профессии, но путь одной из всего лишь двух режиссеров-женщин в период золотой эпохи Голливуда был нелегок.

Несомненно цензура и условность не давали Дороти Арзнер / Dorothy Arzner открыто поднимать лесбийские темы. Тем не менее, критики отмечают такие ее приемы, как чувственная трактовка женской дружбы в фильме “Дикая вечеринка” (The Wild Party, 1929) и акцентирование на таких сильных, хотя и сдержанных, женщинах как пилот Амелия Эрхарт / Amelia Earheart в исполнении Кэтрин Хепберн / Katharine Hepburn в фильме “Кристофер Стронг” (Christopher Strong, 1939) и деловая женщина, подставляющая плечо, в исполнении Джоан Кроуфорд / Joan Crawford в “Невесте в красном” (The Bride Wore Red, 1937).

Вынужденная удалиться от кинопроизводства из-за слабого здоровья в 1940-ых гг., Дороти Арзнер / Dorothy Arzner создавала специальные рекламные ролики в 1950-ых, а в 60-ых преподавала кино в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе.

Авангардное, европейское кино и кино течения “андеграунд”

Разработки экспериментального кино с 1940-ых годов, а также влияние европейского кино, в конечном итоге привели к образованию кино, известного как “андеграунд” – термин, произошедший от фрагментарной экранизации маленьких, альтернативных, иногда незаконных тем, которые широко распространились в 60-ые годы.
фильм Восход скорпиона Scorpio Rising

В этой субкультурной сфере (преимущественно мужской) режиссеры-гомосексуалисты изобрели странную смесь эстетического экспериментирования, китча, гомоэротической иконографии, в которой, в конечном итоге, должен был возникнуть ряд очень значительных кинематографических технологий.

режиссер Кеннет Энгер Kenneth Anger
Без сомнения, у истоков такой традиции стоял Кеннет Энгер / Kenneth Anger (1927 г.р.), вундеркинд, который вырос в Лос-Анджелесе и начал снимать шестнадцатимиллиметровые короткометражки в возрасте четырнадцати лет. Учась на факультете кинематографии Университета Южной Калифорнии, Кеннет Энгер / Kenneth Anger начал создавать то, что стало важным рядом эклектических фильмов, в том числе фильм “Фейерверки” (Fireworks, 1947), “Eaux d’ artificie” (1953), и “Kustom Kar Kommandos” (1965).
Самый известный фильм Кеннета Энгера / Kenneth Anger – это, конечно, “Восход скорпиона” (Scorpio Rising, 1964). В нем Энгер использует формы, последовательно выраженные в музыкальном видео жанре для осуществления гомосексуального переворота образов подростковой любви, например, он накладывает гомоэротический отснятый материал о мужчинах – байкерах на саундтрек поп-песен и песен в формате ритм-энд-блюз 60-ых годов.
режиссер Грегор Дж. Макропулос Gregory J. Markopoulos

Имя Кеннета Энгера / Kenneth Anger иногда встречается вместе с именем товарища по факультету Университета Южной Калифорнии Грегора Дж. Макропулоса / Gregory J. Markopoulos (1928-1992). Как и одаренный во многих областях Энгер, Макропулос также писал, монтировал, продюсировал, и порой играл во многих своих работах. Однако эстетика его заметно более интеллектуальная и лиричная, чем у Энгера, и отражает влияние мифов Греции и классических лейтмотивов – как в фильмах “Психея” (Psyche, 1948) и “Лизис” (Lysis, 1948) – и влияние французской литературы и авангардной культуры.

Фильм Мужчина вдвойне Twice a Man

В самом деле, Грегор Дж. Макропулос / Gregory J. Markopoulos, как и Энгер, был в Европе в 1950-ые годы и находился под влиянием писателя Жана Жене / Jean Genet (1910-1986), доказательством чего может служить название фильма “Асфальтовые цветы” (Flowers of Asphalt, 1949) в духе Жана Жене. Другие заметные фильмы Макропулоса – “Мертвые” (The Dead Ones, 1948) и “Мужчина вдвойне” (Twice a Man, 1963).

Влияние европейского кино было весьма значительным в формировании эстетики нетрадиционного кино. Извращенная эстетика Жана Жене / Jean Genet об эротике парижского дна очевидна в его 26-минутной немой режиссерской работе “Песнь любви” (Un chant d’amour, 1950).

Больше известный как драматург, Жан Жене учился у яркого французского режиссера Жана Кокто / Jean Cocteau (1889-1963), который также ответственен за некоторые фундаментальные работы гомосексуального кино – “Jean Cocteau, fait du cinema” (1925), “Кровь поэта” (Le Sang d’un poete, 1930), “Красавица и чудовище” (La Belle et la bete, 1946), и “Орфей“(Orphee, 1949).

Французские традиции оказали большое влияние и на итальянского режиссера-аристократа Лукино Висконти / Luchino Visconti (1906-1976), раннее увлечение марксизмом которого привело сначала к стойкому реализму в таких фильмах, как “Одержимость” Фильм Леопард The Leopard Il Gattopardo(Ossensione, 1943) и позднее к такой резкой критике итальянской классовой системы, как в фильме “Леопард” (The Leopard / Il Gattopardo, 1963). В 1971 Лукино Висконти / Luchino Visconti поставил чувственную экранизацию классического гомоэротического романа Томаса Манна / Thomas Mann “Смерть в Венеции” (Death in Venice).

Режиссер Пьер Паоло Пазолини Pier Paul PasoliniПьер Паоло Пазолини / Pier Paul Pasolini (1922-1975) сначала утвердился как писатель, до того, как начал снимать такие нетрадиционные экранизации классики, как “Царь Эдип” (Oedipus Rex, 1967) и “Медея” (Medea, 1970). Его последний фильм “Сало или 120 дней Содома” (Salo or The 120 Days of Sodom, 1975) был запрещен во многих странах. Его убийство сразу после завершения фильма “Сало или 120 дней Содома” так никогда и не было раскрыто.

Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер Rainer Werner Fassbinder

Немецкий режиссер Райнер Вернер Фассбиндер / Rainer Werner Fassbinder (1946-1982) объединил передовые технологии и темы для обращения к вопросам послевоенной Германии в классовой, расовой и сексуальной сферах. Его “Горькие слезы Петры фон Кант” (The Bitter Tears of Petra Von Kant, 1972) с часто снимающейся у него Ханной Шигуллой / Hanna Schygulla, является глубоким изучением лесбийской любви, а в фильме “В год тринадцати лун” (In A Year of 13 Moons, 1978) он сосредотачивается на осужденном главном герое - транссексуале. Последний фильм Фассбиндера перед его самоубийством от передозировки наркотиками был “Керель” (Querelle, 1982), экранизация романа Жана Жене, которая соединяет черную стойкость фильма с мечтательным эротизмом для раскрытия связи силы/желания по модели мужественности Жене.

В США расцвет “андеграунда” в 60 -70-ые годы спровоцировал собрание четырех талантливых режиссеров: Джек Смит / Jack Smith, Энди Уорхол / Andy Warhol, Пол Моррисси / Paul Morrisey и Джон Уотерс / John Waters.
Режиссер Джек Смит Jack Smith

Джек Смит / Jack Smith - режиссер, художник, фотограф и иногда актер, - выдающийся режиссер, в первую очередь благодаря его фильму “Пылающие создания” (Flaming Creatures, 1962). Эту спорную работу из-за ряда правовых аспектов, запрещающих ее показ, критик Дж. Хоберман / J. Hoberman охарактеризовал как “смесь между Йозефом фон Стернбергом / Josef Von Sternberg в его наиболее усердном артистизме … и безумным домашним кино трансвестита-поклонника Вакхи”.
Режиссер Энди Уорхол Andy Warhol

В отличие от Смита, режиссерская продуктивность Энди Уорхола (1928-1987) была очень высокой. Добившись успеха в мире искусства благодаря стилизациям предметов массовой культуры, Энди Уорхол / Andy Warhol (начавший свою карьеру в сфере рекламы) перенес свою эстетику эклектического поп-искусства на кино.
С присущим вуйаеризмом, очарованный звездной системой Голливуда и с техническими деталями средств со способностью к воспроизведению, Уорхол показал, иногда в мучительных подробностях, мусор и банальность “повседневной” жизни “суперзвезд” (артистов-наркоманов как Кэнди Дарлинг / Candy Darling или социальных звезд как Бриджит Берлин / Brigit Berlin), которые заполнили “Фабрику”, его альтернативное рабочее пространство.

Актер Транс Дивайн DivineБезжалостное сосредоточение Уорхола на грешных жизнях и желаниях создало важный архив образов для нетрадиционной культуры; “Минет” (Blow Job, 1963) - 35-минутный одиночный кадр, показывающий только выражениях лиц людей, которые получают оральные ласки; “Мой Хастлер” (My Hustler, 1965)Режиссер Пол Моррисси Paul Morrisey 70-минутный фильм о мужчине-проститутке, снятом на Файер-Айленд; “Одинокие ковбои Энди Уорхола” (Andy Warhol’s Lonesome Cowboys, 1968) о гее на западе, заканчивающийся ковбоями, танцующими балет; абсурдная конфессиональная театральность и жалкий полусвет лесбийской любви в фильме “Девушки из Челси” (Chelsea Girls, 1968).

Начиная с поздних 60-ых годов многие известные фильмы, ассоциируемые с Уорхолом, были фактически работами его протеже Поля Моррисси / Paul Morrisey (1939 г.р.). Его влияние в качестве ассистента явно видно в более повествовательной структуре многословного кино “Девушки из Челси” (Chelsea Girls, 1968). Моррисси продолжил снимать такой классический андеграунд, как “Плоть” (Flesh, 1968), “Мусор” (Trash, 1970), “Схватка” (Heat, 1972), “Кровь Дракулы” (Blood of Dracula, 1974).

Режиссер Джон Уотерс John WatersПоследователем – современником традиции Уорхола и Морриссси стал Джон Уотерс / John Waters (1946 г.р.), режиссер из Балтимора, называемый “Папа трэша и король аморальности”. Бросив факультет кинематографии в середине 60-ых и начав с новаторских работ, Джон Уотерс / John Waters стал культовой фигурой в результате большого триумфа отрывка трэшовой эпопеи “Розовые фламинго” (Pink Flamingos, 1972), Актер Минк Стоул Mink Stoleизучение крайне нетрадиционного дна пригорода с участием таких звезд, как последователь Уотерса Минк Стоул / Mink Stole и скандального актера-наркомана Дивайна / Divine.

Уотерс, который часто писал, монтировал и играл в своих работах, продолжил нападать на семейные ценности в таких фильмах, как “Жизнь в отчаянии” (Desperate Living, 1977) и веселом фильме “Лак для волос” (Hairspray, 1988) о похожести подростков 1960-ых годов, в котором Дивайн сыграл мать молодого Рики Лейка / Ricki Lake. Недавние фильмы - “Мамочка-убийца-маньячка” (Serial Mom, 1994), “Безумный Сесил Б.” (Cecil B Demented, 2000), “Грязный стыд” (A Dirty Shame, 2004).

Феминизм и расцвет лесбийского экспериментального кино

Возникшие в результате движения за освобождение женщин с критикой патриархальной структуры режиссеры фильмов о лесбийской любви пришли в 1970-ых. Центральной проблемой они выбрали способ концептуализации визуального представления, охватывающей эротизм лесбийской сексуальности без олицетворения женского тела как зрелища или имитации патриархальных обычаев.

Режиссер Барбара Хаммер Barbara Hammer
Необычайно плодовитым лидером среди режиссеров-женщин фильмов о лесбийской любви является Барбара Хаммер / Barbara Hammer (1939г.р.). Она использовала эстетический абстракционизм в ряде короткометражек, подрывающих табу, связанных с представлением женского тела. Среди них “Лесбийская тактика” (Dyketactics, 1974), “Менструации” (Menses, 1974), и “Множественный оргазм” (Multiple Orgasm, 1976).
Режиссер Ян Оксенберг / Jan Oxenberg
Барбара Хаммер / Barbara Hammer также раскрыла темы женской духовности в примитивных обрядах – “Каменные круги” (Stone Circles, 1983), в мифе “Сапфо” (Sappho, 1978) и в природе фильма “Жемчужина / Ныряльщик” (Pearl Diver, 1984).
Ранние пристрастия Барбары Хаммер к абстракционизму и эссенциальному символизму не всегда разделяли ее современники-женщины. В важной сатирической короткометражке “Домашнее кино” (Home Movie, 1972) Ян Оксенберг / Jan Oxenberg накладывает оригинальный домашний киноматериал собственной юности режиссера (наиболее примечательна ее деятельность в качестве заводилы в школе) на вопрошающий голос и дополнительный материал о современных культурных лесбийских мероприятиях, чтобы поставить вопрос о нормативном гетеросексуальном установлении общественных отношений.

Режиссер Андреа Вейс Andrea Weiss
В последующих короткометражках “Я не один из них” (I’m Not One of Them, 1974) и “Комедия в шести странных действиях” (A Comedy in Six Unnatural Acts, 1975) Ян Оксенберг / Jan Oxenberg умело использует комедию, чтобы изучить, поставить под вопрос и в некоторых примерах даже противоречиво прославить стереотипы лесбийской любви.

Режиссер Грета Шиллер Greta Schiller
Режиссеры фильмов о лесбийской любви, работающие по работам Барбара Хаммер / Barbara Hammer и Ян Оксенберг / Jan Oxenberg, соединились в своих целях, по словам Андреа Вейс / Andrea Weiss “чтобы контролировать и определять представление лесбийской любви в иных условиях, чем предлагают доминирующие средства информации”.

Режиссер Су Фридрих Su Friedrich
В большинстве документальных фильмов Андреа Вейс / Andrea Weiss (1956г.р.) и Грета Шиллер / Greta Schiller (1947 г.р.) через свою кинокомпанию “Джезебель Продакшн / Jezebel Productions” способствовали большому количеству новаторских документальных фильмов, которые раскрыли невидимые аспекты истории гомосексуализма и лесбиянства, в том числе фильмы “Перед каменной стеной”(Before Stonewall, 1984), “Париж был женщиной” (Paris Was a Woman, 1995) и “Побег к жизни” (Escape to Life, 2000).
Су Фридрих / Su Friedrich (1954 г.р.) и Жанетт Баус / Janet Baus совместно поставили документальный фильм “Лесбийские мстители тоже поглощают огонь” (The Lesbian Avengers Eat Fire Too, 1993), который показывает забавную проницательность по исполнительским стратегиям радикальной армии лесбийской политической культуры 1990-ых годов.

Режиссер Лизи Борден Lizzie Borden
Су Фридрих / Su Friedrich в качестве единственного режиссера короткометражек с конца 1970-ыхх годов расширила технику Барбара Хаммер / Barbara Hammer по фрагментации, наложению и обобщению для пробуждения аспектов лесбийской индивидуальности и желания.
Межрасовый роман - фильм “Она должна видеть сущность” (Damned if You Don’t, 1987) Шейлы Маклафлин / Sheila McLaughlin также предпринимает попытку разрушить условности показа лесбийского вожделения.

Режиссер Ивон Райнер Yvonne Rainer
Лизи Борден / Lizzie Borden (1958 г.р.) в своих экспериментальных кинорассказах, как “Рожденные в огне” (Born in Flames, 1983) и “Работающие девушки” (Working Girls, 1986), обращается к таким социальным вопросам, как лесбийская индивидуальность, расовые различия и положение работающих в сфере сексуальных услуг.

Режиссер Шантал Акерман Чантал Акерман Chantal Akerman
Режиссеры – экспериментаторы фильмов о лесбийской любви в Америке испытали сильное влияние международных тенденций, процесс, который можно показать на примере американки Ивон Райнер / Yvonne Rainer (1936г.р.), которая ассимилировала европейские тенденции, работая сначала в качестве хореографа. Кинопродуктивность Ивон Райнер / Yvonne Rainer шла от общих тем женской сексуальности и субъективности до обращения к темам лесбийской любви в таких более поздних фильмах, как “Привилегия” (Privilege, 1990).

Основной европейской фигурой кино является и бельгийка Шантал Акерман / Чантал Акерман / Chantal Akerman (1950г.р.), чьи технически сложные и интроспективные фильмы критически ассимилировали эстетику таких режиссеров новой французской волны, как Жан Люк Годар / Jean Luc Godard. Фильмы Шантал Акерман включают в себя исследования сложности индивидуальности и желания как в “Я, ты, он, она” (Je Tu II Elle, 1974) (В котором Акерман сама играет главную роль, и что вызвало огромной отклик при демонстрации фильма в Америке) и “Les Rendez-vous d’Anna” (1979).

Режиссер Ульрики Оттингер Ulrike Ottinger
В совершенно другой форме сюрреалистичные пародийные исторические фантазии немецкого режиссера Ульрики Оттингер / Ulrike Ottinger (1942 г.р.) – “Мадам Икс: Безусловный властелин” (Madame X: An Absolute Ruler, 1977) и “Жанна д’Арк Монголии” (Johanna D’Arc of Mongolia, 1989) – развили в последующем культ при формировании определенной ветви лесбийского лагеря.

Режиссер Моника Треут Monika Treut
Моника Треут / Monika Treut (1954 г. р.) - другой противоречивый немецкий режиссер, прославила трансгрессивную нетрадиционную сексуальность в таких фильмах, как “Искушение: Жестокая женщина” (Seduction: The Cruel Woman, 1985), современную сказку о садомазохизме. Ее документальный фильм “Женские проступки” (Female Misbehaviour, 1992) включают в сюжет среди прочих и писательницу Камиллу Паглиа / Camille Paglia и порно-актрису Энни Спринкл / Annie Sprinkle.

Режиссер Марлин Горрис Marleen Gorris
В своем первом фильме “Вопрос тишины” (A Question of Silence, 1982) датчанка Марлин Горрис / Marleen Gorris (1949 г.р.) выступила с беспощадной критикой патриархальной тирании с помощью исследования женщин, доведенных до преступления. Ее другие фильмы - это “Антония” (Antonia’s Line, 1995), который получил много похвальных отзывов, и версия по Виржинии Вульф / Virginia Woolf фильм “Миссис Далловей” (Mrs Dalloway, 1997), где она умело использует технологию обратного кадра, чтобы вывести лесбийский подтекст романа на передний план.

Переходный период
Режиссер Джон Шлезингер John Schlesinger
Большой вклад в вовлечение гомосексуальных тем в главное направление кино был внесен Джоном Шлезингером / John Schlesinger (1926-2003), откровенным британским режиссером – геем, фильмы которого - “Дорогая” (Darling, 1965), “Полуночный ковбой” (Midnight Cowboy, 1969), получивший Оскар за лучший фильм и “Воскресенье, кровавое воскресенье” (Sunday Bloody Sunday, 1971) - смелое откровение о бисексуальности.

Режиссер Тони Ричардсон Tony Richardson
Английский современник Шлезингера бисексуал Тони Ричардсон / Tony Richardson (1928-1991) сделал эклектическую и выдающуюся карьеру и получил Оскара как лучший режиссер за фильм “Ловелас” (Tom Jones, 1963), показав сексуальных бродяг, как в своей экранизации работы Эдварда Олби / Edward Albee “Тонкое равновесие” (A Delicate Balance, 1973) и фильм по книге Джона Ирвинга / John Irving “Отель Нью-Хэмпшир” (The Hotel New Hampshire, 1984).

Режиссер Дерек Джармен Derek Jarman Фильм Юбилей Jubilee
Дерек Джармен / Derek Jarman (1942-1994), будучи более явно авангардным и менее коммерчески жизнеспособным в отличие от его друга Бритонса, специализировался на чрезмерной визуально вопиющей и даже яростной, интеллектуальной постановке классики, которая выносит гомосексуальные элементы на поверхность таким образом, что подчеркивает их современную значимость: Юбилей” (Jubilee, 1977), “Буря” (The Tempest, 1979), и “Виттгенштейн” (Wittgenstein, 1993).

Фильм Эдвард II” (Edward II, 1991) по пьесе Кристофера Марлоуи / Christopher Marlowe показывает приемы Джармена через умелую и провокационную взаимосвязь преследования Эдварда и его любовника Пирса Гейвстона / Piers Gaveston на основе гомофобии консервативного правительства Маргарет Тэтчер.

Режиссер Джеймс Бриджес James Bridges
Другой британский режиссер Теренс Дейвис / Terence Davies (1945г.р.) вышел в свет в конце 80-ых годов со своим первым автобиографичным фильмом, поставленным о рабочем классе Ливерпуля “Далекие голоса, застывшие жизни” (Distant Voices, Still Lives, 1988). Фильм чрезвычайно шумно приветствовался публикой и за ним последовал “Конец длинного дня” (The Long Day Closes, 1992). Эти фильмы-воспоминания раскрывают динамику семейных отношений рабочего класса Великобритании.
Режиссер Колин Хиггинс Colin HigginsЗатем Теренс Дейвис / Terence Davies продолжил создавать неавтобиографические работы, такие как “Неоновая библия” (The Neon Bible, 1995) на основе романа Джона Кеннеди Тула / John Kennedy Toole и “Дом радости” (The House of Mirth, 2001) по роману Эдит Вартон / Edith Wharton.

Джеймс Бриджес / James Bridges (1935-1993) сначала сделал себе имя как телевизионный сценарист для фильмов ужасов Альфреда Хичкока / Alfred Hitchcock в начале 1960-ых.Писательница Камилла Паглиа Camille Paglia Его первым режиссерским дебютом был фильм “Пенис” (The Babymaker, 1970), в котором велась дискуссия на тогда обсуждаемую тему суррогатного материнства. Первый успех пришел с фильмом “Бумажная погоня” (The Paper Chase, 1973) с Тимоти Боттомс / Timothy Bottoms в главной роли студента-первокурсника юридического факультета и Джоном Хаусменом / John Houseman в роли его сурового профессора. Успешным также оказался и фильм “Китайский синдром” (The China Syndrome, 1979) с Джеком Леммоном / Jack Lemmon, Джейн Фондой / Jane Fonda и Майклом Дугласом / Michael Douglas.

Наиболее гомоэротичным фильмом Джеймса Бриджеса / James Bridges может быть назван “Городской ковбой” (Urban Cowboy, 1980) (несмотря на его преобладающий гетеросексуальный сюжет) главные роли в нем исполнили Джон Траволта / John Travolta и Дебра Уингер / Debra Winger. Последним его фильмом стал “Яркие огни, большой город” (Bright Lights, Big City, 1988.)
Хотя Бриджес никогда не выставлял напоказ свою гомосексуальность, но долгое время открыто жил со своим партнером - актером Джеком Ларсоном / Jack Larson. Умер от рака в 1993 г.
Режиссер Вольфганг Петерсен Wolfgang Peterson
Колин Хиггинс / Colin Higgins (1941-1988) запомнился, наверное, лучше всего за его сценарий к культовому фильму “Гарольд и Мод” (Harold and Maude, 1971) режиссера Хэл Эшби / Hal Ashby, черной комедии, которая рушит все сексуальные границы. Он писал сценарии для многих других фильмов, в том числе “Серебряная стрела” (Silver Streak, 1976) Артура Хиллера / Arthur Hiller. Его режиссерским дебютом стал фильм “Грязная игра” (Foul Play, 1978) с Голди Хоун / Goldie Hawn и Чеви Чейзом / Chevy Chase, который вдруг оказался хитом. Он продолжил совместно писать и поставил два фильма с Долли Партон / Dolly Parton – “С 9 до 5″ (9 to 5, 1980) и “Лучший публичный дом в Техасе” (The Best Little Whorehouse in Texas, 1982). Умер от осложнений СПИДа в 1988г в возрасте 47 лет.

Режиссер Рэндал Клейзер Randall Kleiser
Немецкий режиссер Вольфганг Петерсен / Wolfgang Peterson (1941 г.р.) впервые привлек к себе мировое внимание с фильмом “Последствия” (Die Konsequenz, 1977) - осторожное и тонкое изучение гомосексуальности, которое он написал и поставил. Но его замечательным переходным фильмом был “Подводная лодка” (Das Boot, 1981), будоражащая военная драма о судьбе обычного немецкого подводника. Вольфганг Петерсен / Wolfgang Peterson продолжал создавать ряд фильмов в главном направлении голливудского кино, в том числе “Линия огня” (Line of Fire, 1993), “Самолет президента” (Air Force One, 1997), “Идеальный шторм” (The Perfect Storm, 2000).
Рэндал Клейзер / Randall Kleiser (1946 г.р.) в 70-ые годы работал на телевидении. Первым художественным фильмом стал музыкальный хит “Бриолин” (Grease, 1978). Далее успех сопутствовал таким (гетеросексуальным) романам о подростках, как “Голубая лагуна” (Blue Lagoon, 1980), “Любовь на острове” (Summer Lovers, 1982 ) и популярные комедии “Коротышка - большая шишка” (Big Top Pee-Wee, 1988) и “Дорогая, я увеличил ребенка” (Honey, I Blew Up the Kid, 1982).

Режиссер Билл Кондон Bill Condon
Но в фильме “Это моя вечеринка” (It’s My Party, 1996) Клейзер отказывается от гетеросексуальной комедии для создания одного из самых впечатляющих фильмов о СПИДе. В центре внимания Ник Старк (Эрик Робертс / Eric Roberts), который почти проигрывает битву с вирусом СПИДа и решает устроить двухдневную прощальную вечеринку для своей семьи и друзей, после чего должен совершить самоубийство. Фильм очень жесткий, но с утешительным концом. Главные роли в фильме замечательно исполнили Эрик Робертс и Грегори Харрисон / Gregory Harrison (бывший любовник Старка), Ли Грант / Lee Grant и Марли Мэтлин / Marlee Matlin, в основе фильма лежит смерть любовника самого Клейзера.

В конце 90-ых годов и начале двадцать первого века, появился выдающийся писатель и режиссер Билл Кондон / Bill Condon с несколькими успешными проектами, в основе которых стояли вопросы гомосексуализма и сексуальных девиаций.

Кроме постановки ряда телевизионных фильмов и написания сценария для фильма “Чикаго” (Chicago, 2002) Роба Маршалла / Rob Marshall, Билл Кондон / Bill Condon добился успеха с фильмом “Боги и монстры” (Gods and Monsters, 2002), основанным на событиях жизни Джеймса Уэли / James Whale, по воспоминаниям Йена МакКеллена / Ian McKellen и фильм “Кинси” (Kinsey, 2004), в основе которого лежит жизнь сексуального исследователя Альфреда Кинси / Alfred Kinsey в замечательном исполнении Лайам Нисон / Liam Neeson. Кондон писал сценарии для фильмов.

Независимое кино

За последние два десятилетия молодое поколение режиссеров геев и лесбиянок, открыто говорящих о своей ориентации, достигло успеха с помощью Независимого кино, приветствующегося критиками. Некоторые фильмы такого кино получили степень соответствия главному направлению в кино - мейнстриму (фильмы для массового зрителя).

Режиссер Гас Ван Сент Gus Van Sant
Ранние работы такого американского режиссера как Гас Ван Сент / Gus Van Sant (1952г.р.) включают такие выдающиеся фильмы, как “Дурная ночь” (Mala Noche, 1985), “Аптечный ковбой” (Drugstore Cowboy, 1989) и “Даже ковбойки иногда грустят” (Even Cowgirls Get the Blues, 1993) по роману Тома Роббинса / Tom Robbins. Однако его шедевр – это фильм “Мой личный штат Айдахо / Айдахо для меня одного” (My Own Private Idaho, 1994), в котором он смешивает жанр дорожного фильма с “Генрихом IV” Шекспира, чтобы неопровержимо показать молодого парня-проститутку, которого играет Кеану Ривз / Keanu Reeves, а потом Ривер Феникс / River Phoenix.

Режиссер Грегг Араки Gregg Araki
Со времени выхода “Айдахо для меня одного”, Гас Ван Сент / Gus Van Sant перешел в главное направление (мейнстрим) кино с различными результатами. “Умереть за / Готов на все / Умереть во имя” (To Die For, 1995) и получивший Оскара совместный фильм Бена Аффлека / Ben Affleck и Мэтта Дэймона / Matt Damon “Умница Уилл Хантинг” были приняты критиками с успехом. А римейк “Психо” (Psycho) Хичкока в 1998 году, уделивший мало внимания своему оригиналу, был признан разочаровывающим.

Режиссер Тодд Хэйнс Todd Haynes
Грегг Араки / Gregg Araki (1959 г.р.), еще один выпускник факультета кино и телевидения Университета Южной Калифорнии, получил признание критиков за его часто суровый кинематографическую панораму, раскрывающую жизнь после СПИДА отчужденных молодых людей нетрадиционной ориентации. Он создал псевдо-документальный фильм “Полный П” (Totally F***ked Up, 1993) и дорожные фильмы “Оголенный провод” (The Living End, 1992), “Поколение игры “Doom (The Doom Generation, 1993), и фильм “Нигде / Жить и умереть” (Nowhere, 1997).

Тодд Хэйнс / Todd Haynes (1961 г.р.) начал свою карьеру с новаторского документального фильма “Суперзвезда. История Карен Карпентер” (Superstar: The Karen Carpenter Story, 1987). Впоследствии этот фильм, главные роли в котором исполняли куклы Барби, был запрещен из-за юридических формальностей, которые поднял брат Карен Ричард Карпентер / Richard Carpenter.Режиссер Донна Дейч Donna Deitch В 1990-ых Хейнс перешел на бескомпромиссные изучения популярной культуры, как-то фильм “Бархатное золотое дно / Бархатный прииск / Бархатная жила” (Velvet Goldmine, 1998), выдуманный показ полиморфных сексуальностей гламурного рока 70-ых.

Тодд Хэйнс / Todd Haynes добился успеха в главном течении (мейнстриме) киноиндустрии фильмом, номинированном на Оскар, “Вдали от рая” (Far From Heaven, 2002). С уважением к авторскому кинорежиссеру Дугласу Сирку / Douglas Sirk 50-ых годов, он взял и умело показал скрытый гомосексуальный подтекст в мелодрамах Сирка.

В 1986 году режиссер Донна Дейч / Donna Deitch (1945 г.р.) экранизировала классический лесбийский роман “Пустыня сердца / Desert of the Heart ” Джейн Рул / Jane Rule под названием “Неприкаянные сердца” (Desert Hearts, 1985).Режиссер Роуз Троше Rose Troche Многие лесбийские критики восприняли эту полнометражную картину как слишком запутанную в эстетике и ценностях традиционной гетеросексуальной любви. Однако она завоевала интерес и очень поддерживается лесбийским зрителем.

Донна Дейч / Donna Deitch тем временем перешла на телевизионную работу, поставив многочисленные телесериалы, как “NYPD Blue”, “Murder One”, “ER”, и “Crossing Jordan”. В телевизионном фильме “Запретная любовь” (Common Ground, 2000) она вернулась к теме гомосексуализма.

Режиссер Патриция Розема Patricia Rozema
Успех пришел к Роуз Троше / Rose Troche (1964г.р.) после фильма-эксперимента “Ловись, рыбка!” (Go Fish, 1994). Созданный на малые средства черно-белый фильм играл с авангардной техникой монтирования и “нетрадиционной впечатлительностью”, рассматривающий, например, лесбиянку, которая спит и с мужчиной и с лесбиянкой, исполняющей роль мужчины. Следующей попыткой Роуз в Великобритании было “Спальни и прихожие” (Bedrooms and Hallways, 1988), приятная романтическая комедия на этот раз с акцентом на взаимоотношениях гомосексуалистов-мужчин.

В 2001 году Роуз Троше / Rose Troche набрала очки у критиков с помощью фильма по сборнику коротких рассказов А. М. Хоумса / A. M. Homes “Безопасность вещей” (The Safety of Objects, 2001), последние несколько лет она работала, в основном на телевидении, как выдающийся писатель и режиссер лесбийского сериала “Секс в другом городе / Слово на букву Л” (The L Word).

Канадский режиссер Патриция Розема / Patricia Rozema (1958 г.р.) начала свою карьеру с мягкого замечательного фильма “Я слышала пенье русалок” (I Heard The Mermaids Singing, 1987). Режиссер Лиза Холоденко Lisa Cholodenko За ним последовало описание пробуждения лесбийской любви в фильме “Когда опускается ночь” (When Night Is Falling, 1995). Последняя работа Патриции Роземы – интеллигентный, элегантный фильм по Джейн Остин / Jane Austen “Мэнсфилд Парк” (Mansfield Park, 1999) – где она вывела на поверхность нетрадиционный подтекст классического романа, вызвав и смятение, и похвалу со стороны критиков.

Лиза Холоденко / Lisa Cholodenko (1964г.р.) - новый появившийся писатель/режиссер. Ее фильм “Высокое искусство / High Art ” в 1998 году выиграл на кинофестивале в Санданс. Он представляет собой остроумные выпады в сторону Уорхола / Warhol и Фассбиндера / Fassbinder. Ее второй фильм – “Лорел каньон / Laurel Canyon” с режиссером звукозаписи Франком Макдональдом обращается к противоречивым ценностям Лос-Анджелеса.

Режиссер Кимберли Пирс Kimberly Peirce
Режиссер Кимберли Пирс / Kimberly Peirce (1967 г.р.) получила признание критиков за ее фильм “Парни не плачут / Тертый калач” (Boy’s Don’t Cry, 1999), основанный на реальных событиях из жизни транссексуалки-лесбиянки Тины Брендон / Teena Brandon, которая была убита. Фильм получил признание в главном направлении (мейнстриме) кинематографа после получения актрисой Хилари Свонк / Hilary Swank приза киноакадемии за замечательное исполнение роли Тины Брендон.

Испанский режиссер Педро Альмодовар / Pedro Almodovar (1951 г.р.) использовал сюрреалистичную нонконформистскую смесь комедии и драмы для отображения субкультуры сексуального раскола в пост - французском Мадриде. Начав с комедийной короткометражки “Film Politico” в 1974, Альмодовар создал много фильмов, в том числе “Женщины на грани нервного срыва” (Women on the Verge of a Nervous Breakdown, 1998), “Свяжи меня, привяжи меня” (Tie Me Up, Tie Me Down, 1990), “Цветок моей тайны” (The Flower of My Secret, 1995), “Дурное воспитание” (A Bad Education, 2004), “Все о моей матери” (All About My Mother, 1999), трагикомическая работа о “простой” женской любви к транссексуалу, которая получила Оскара как лучший иностранный фильм.

Характерное нетрадиционное кинематографическое мироздание Альмодовара завоевало всеобщее признание критиков и дало начало широкому распространению. Его успех может означать счастливое предчувствие возрастающего признания качественного кинематографа в сфере фильмов про геев, лесбиянок, бисексуалов, транссексуалов и вообще нетрадиционной ориентации.

(С) По материалам сайта lgbtq.com
Литературная адаптация текста Валери
Перепечатка и использование статьи ЗАПРЕЩЕНО
Только с разрешения администрации Лестницы
Своровано админом гейвидео по имени Илья в сентябре 2009 года без указания авторства.

Оставить комментарий

Я - не спам-бот.

Spam Protection by WP-SpamFree

ЛГБТ кинематограф: история, события, люди
Проект Творческого центра Лестница
Вэб-дизайн ©Валери и Кир 2009