Актеры - геи

Аналогичная, но женская статья актрисы - лесбиянки.


Актеры нетрадиционной ориентации внесли значительный вклад в развитие киноискусства и западной культуры - начиная с эры немого кино и вплоть до наших дней. Хоть некоторым из них и была позволена роскошь открытости, все же немногие решились изменить своим поведением представления о мужественности, женственности и чуть в меньшей степени - о
гомосексуальности.

Актеры всегда были постоянным объектом слухов и сплетен из-за своего особенного влияния на западную культуру, эти сплетни передавались из уст в уста и с каждым разом становились все невероятней. Про многих актеров говорили, что они геи, начиная с актеров немого кино - Рудольфа Валентино (Rudolph Valentino), чуть позднее про таких экранных идолов как Кэри Грант (Cary Grant) и Джеймс Дин (James Dean) , вплоть до современных - Тома Круза (Tom Cruise), Джона Траволту (John Travolta), Киану Ривза (Keanu Reeves) и Тома Сэллека (Tom Selleck). Естественно, что иногда эти слухи оказываются чушью, а порой вполне соответствуют истине.

Большинство актеров-геев достигли успеха, выступаяя на экране в гетеросексуальных ролях, то есть ролях, предназначенных реализовывать фантазии гетеросексуалов, но некоторым посчастливилось играть и для гей-публики.
Любой перечень актеров-геев при всей своей выборочности и произвольности должен включать в себя таких состоявшихся личностей как Чарльз Лотон (Charles Laughton), Клифтон Уэбб (Clifton Webb), Майкл Джитер (Michael Jeter), Дэн Батлер (Dan Butler) , Саймон Кэллоу (Simon Callow), а также секс-идолов своего времени Рока Хадсона (Rock Hudson) и Таба Хантера (Tab Hunter). Актеры, упоминающиеся здесь и далее, были названы потому, что они демонстрируют всей своей жизнью образчики трудностей, с которыми приходится сталкиваться творческим людям нетрадиционной ориентации.

Согласно ожиданиям зрителей актеры должны не просто талантливо играть, но и быть живым воплощением экранного образа, то есть быть гетеросексуальными. Открытая гомосексуальность или даже слухи о ней означала бы конец карьеры актера, если исходить из истории кинематографа, так что неудивительно, что некоторые звезды хранят свою истинную ориентацию в строжайшей тайне.

В настоящее время вопрос о гомосексуализме актеров рассматривается в ракурсе возможности принятия публикой открытого актера-гея в гетеросексуальной роли. Многие актеры отказываются от каминг-аута, полагая , что это сократит количество предлагаемых им ролей.

Эра немого кино и появление звуковых фильмов.

Очень многие оплакивали смерть Рудольфа Валентино (Rudolph Valentino), скончавшегося 23 августа 1926. Более 100000 поклонниц пришли на церемонию прощания. И все это несмотря на то, что за месяц до его смерти газета “The Chicago Tribune” назвала его “слащавым напудренным геем”, написав, что даже если женственные мужчины и существуют, то сейчас все равно не их время, нынче время матриархата, пусть даже во главе его стоят “маскулинные женщины”.

Мужская половина зрителей была шокирована экстравагантной одеждой Валентино, цветными гетрами, макияжем и готовностью обнажать свое тело на экране как, к примеру, в фильмах Шейх (The Sheik) (1921) и Кровь и песок (Blood and Sand) (1922). Валентино, звезда первых Квир фильмов Голливуда, разрушил свойственные его времени, устоявшиеся понятия о поле и сексуальности. Нельзя точно сказать, какой ориентации был Валентино, но в гей-кругах Голливуда постоянно ходили слухи о его гомосексуальности, несмотря на (или из-за) два его брака и соответственно развода с Джин Акер (Jean Acker) и Наташей Рамбовой (Natacha Rambova), причем обе они были
лесбиянками.

Рамона Новваро (Ramon Novarro), снимавшегося в фильмах Мата хари (Mata Hari) (1931) и Бен Гур (Ben Hur) (1926), нельзя назвать баловнем Голливуда, он был мексиканским иммигрантом и проживал в городе, за которым ходила дурная слава “мексиканского гетто”. Но он все-таки попал на экран благодаря своему великолепно сложенному телу и мужскому эротизму, что изрядно раздражало мужскую часть зрителей.
Новваро пошел на конфликт с Луисом Мейером (Louis B. Mayer), главой кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer, который настаивал на женитьбе Новваро, с целью прекращения слухов о его гомосексуальности. Открытое неповиновение Мейеру, так же как и внутренний конфликт на почве своей ориентации, привели Новваро к алкоголизму и преждевременному завершению его карьеры. После множества лет безвестности, в возрасте 70 лет, он был убит двумя мужчинами - его смерть подтверждает слухи, ходившие о нем во времена его славы.

Уильям Хейнс (William Haines), звезда MGM 20-х гг, был первым открытым актером-геем в Голливуде. На экране он всегда был вызывающе-кокетлив, даже несмотря на то, что встретил в 1923 году своего спутника жизни - Джимм Шелдса (Jimmy Shields).
Луис Мейер (Louis B. Mayer), желая снова проконтролировать имидж звезды, пустил газетную утку, повествующую о сильнейшей любви Хейнса к актрисе Поле Негри (Pola Negri). Хейнс прославился после успеха фильма “Рапортуй морпехам” (Tell It to the Marines) (1927), но, по иронии судьбы, лишился звания супер-звезды после того, как его застукали с матросом в одном из помещений YMCA (Молодежная христианская организация). По слухам, Мейер тотчас же разорвал с ним контракт и всячески препятствовал его дальнейшей работе в Голливуде, по меньшей мере как актера. Впрочем, Хейнс добился немалых успехов в сфере дизайна интерьеров.

В 1922 году в Голливуде была создана Ассоциация кинопродюсеров и дистрибьюторов Америки (Motion Picture Producers and Distributors of America), - саморегулирующаяся система во главе с бывшим конгрессменом Уилом Хейсом (Will Hays) , которая функционировала как организация по связям с общественностью, способствующая продвижению интересов Голливуда. MPPDA могла “уничтожить” как актера любого, за кем ходила дурная слава, какой бы ориентации человек ни был.

В 1929 году был принят так называемый Кодекс Хейса - свод морально-этических норм,
регулирующий содержание фильмов. Изгнание Хейнса и образование MPPDA вынудило актеров с нетрадиционной ориентацией, таких как Тирон Пауер, хранить свои увлечения в глубокой тайне.

Тем актерам, чей образ жизни не совсем вписывался в строгие американские понятия о
полоролевом поведении, оставалось лишь выбрать свою нишу мужественности, весьма
ограниченную образами этакого “мачо” Кларка Гейбла (Clark Gable) и внешне жесткого Джона Гилберта (John Gilbert). Пресса добавляла масла в огонь, любое публичное оглашение предстоящей свадьбы актера-гомосексуалиста встречалось со скептицизмом. С 1930-х по 1940-е гг геи-актеры были так называемыми “сумеречными людьми”.

Кинематограф 50-х годов.

Джеймс Дин (James Dean), Монтгомери Клифт (Montgomery Clift) и Рок Хадсон (Rock Hudson) достигли пика своей славы в 50-х гг, причем каждый из них оставил значительный след как в истории кино, так и в памяти людей.

На момент смерти Дина, 30 сентября 1955 года, была выпущена только одна из картин с его участием: К востоку от рая (East of Eden) (1955). После его смерти и выпуска таких фильмов как Бунтарь без идеала (Rebel without a Cause) (1955) и Гигант (Giant) (1956), Дин стал идолом впечатлительной и переменчивой молодежи.
Еще долгое время после смерти Дина в газетах, журналах и книгах публиковались слухи о его бисексуальности. Говорят, что Дин находился в отношениях со многими известными в Голливуде личностями, как мужчинами, так и женщинами, увлекался садомазохизмом и посещал клубы соответствующей тематики. Образ Дина на экране - проблемный, неоднозначный в своей безрассудной запоздалой молодости, вступал в конфликт с конформизмом 50-х годов, соединившись со слухами о его личной жизни, чем и вызвал широкий резонанс среди гей-аудитории.

“Никто другой не имел такого влияния на умы и сердца гомосексуалистов, как Монтгомери Клифт (Montgomery Clift),” - утверждал Джон Стаббард (John Stubbard). Клифт создавал образ очень чувственной, интроспективной, тонкой и глубокой личности. “Клифта можно сравнить с раной,” - говорила о нем Джейн Фонда (Jane Fonda), в этом постоянном страдании и психологическом беспорядке. Но, тем не менее, Клифт, вместе с его тонкой душевной организацией, милым личиком, нерешительностю в принятии решений и встревоженный взглядом, никак не повлиял на свойственные тому времени представления о мужественности.
Возможно, все эти “страдания” Дина и Клифта вызвали такой широкий резонанс в гей-сообществе 50-х годов именно потому, что как раз с помощью создаваемых ими образов можно было явственно наблюдать ту деградацию, в которой находилось гомофобное общество в повседневной жизни.

Практически на всем протяжении 50-х годов такие печатные издания как “Look”, “Photoplay”, “Modern Screen” и другие киножурналы называли Рока Хадсона (Rock Hudson) “самым популярным” или “самым успешным актером”. Он обладал эффектной внешностью: почти два метра ростом, мужественный, стойкий, с лишенным волосяного покрова мускулистым телом и массивной героической челюстью. Его мужской магнетизм позволил Хадсону передавать различные образы: от изнеженности и холености в комедиях с Дорис Дэй (Doris Day) и Тони Рэндоллом (Tony Randall), до ранимого, неуверенного в себе и в отношениях с женщинами тюфяка в мелодрамах Дугласа Сирка (Douglas Sirk).

Опасаясь публичного разоблачения своего клиента журналом “Confidential”, Генри Уилсон (Henry Willson), агент Хадсона, устроил брак актера с главным редактором этого журнала Филис Гейтс (Phyllis Gates). Этому браку суждено было продлиться три года.
Будучи заложником своего имиджа, Хадсон говорил, что хотел бы умереть раньше чем фанаты обнаружат, что он гей. В 50-е годы голливудские журналисты заполонили газеты фотографиями Хадсона, на которых он в легкой одежде весело проводит время с Элизабет Тейлор (Elizabeth Taylor) и другими гламурными дивами. Но гей-сообщество того времени все равно смогло разглядеть за всей этой мишурой “своего”, ведь многим из них также нужно было скрываться.
Хотя в 80-е годы Хадсон стал для геев “своим” также и в другом плане. Вскоре после сообщения о том, что у Хадсона выявили СПИД (в июле 1985), писатель Армистед Мопин (Armistead Maupin), друг и недолгий любовник Хадсона, публично объявил о том, что тот гей в газете “The San Francisco Chronicle”. Вероятно, самое значительное наследие славы Хадсона - пробуждение апатичных властей и широкой публики. Так писала “New York Times” в своих заголовках 2 сентября 1989 года: ” По словам врачей, болезнь актера заставила Рейгана начать борьбу со СПИДом.”

Болезненный “выход из подполья”.

Многие из актеров нетрадиционной ориентации прикладывают невероятные усилия к тому, чтобы скрыть эту свою особенность, и все это приводит к очень негативным последствиям, как физическим, так и психологическим. К примеру, Реймонд Берр (Raymond Burr) полагал, что создавая нереальный, воображаемый мир, он сможет сохранить в тайне свои сорокалетние отношения с Робертом Беневайдсом (Robert Benevides). Берр рассказывал, что был женат три раза, и что у него был сын, который умер в десятилетнем возрасте от лейкемии. Только в конце 90-х сестра Берра призналась, что тот был женат лишь единожды и то недолго, а сына у него и вовсе не было.

Никто не может сказать наверняка, зачем Берру понадобилось придумывать подобные
замысловатые истории, но вероятно он находил этот метод вполне оправданным. Возможно, Берр решил действовать подобным образом после инцидента, случившегося с ним в 1961 году, на самом пике популярности, когда один из членов Американской ассоциации адвокатов изобразил его на рисунке, где показано как агенту ФБР передаются данные об “определенных сексуальных отклонениях” Берра.

Энтони Перкинс (Anthony Perkins) был личностью утонченной, робкой, волнующей. Его психика была травмирована из-за ощущения себя геем и, по словам окружения Перкинса, в присутствии красивых актрис у него случались настоящие приступы паники по поводу отсутствия к ним сексуального влечения. Опасаясь разоблачения журналом “Confidential”, Перкинс женился на Берри Беренсон (Berry Berenson), которая любила его без памяти. При этом Беренсон была на 16 лет моложе него.
И все попытки Перкинса получить хоть какой-то отклик гетеросексуального мира были успешными только в одной плоскости - страдая от СПИДа, он страдал еще и от гомофобии.
Если Берр и Перкинс являются примерами геев, хлебнувших немало горя из-за утаивания своей ориентации, то Томми Кирк (Tommy Kirk) как раз тот человек, который пострадал в начале шестидесятых от каминг-аута.

Кирк стал известным еще в детстве, снявшись в таких диснеевских блокбастерах как Чокнутый профессор (The Absent Minded Professor) (1961) и Лохматый папа (The Shaggy Dog) (1959). Но на выходе из подросткового возраста, будучи удрученный своим всеамериканским имиджем крутого тинейджера, Кирк решается на шаг, на который до этого не отваживался никто из его американских гей-предшественников. Он решил признаться в своей любви к мужчинам.
Это заявление вызвало всплеск интереса к личности Кирка, одно время его очень активно
обсуждали в прессе, но потом быстро забыли. Кирк присоединился к церковным организациям, работающим с молодыми геями и лесбиянками. Он резко отзывался о диснеевской пропаганде и дискриминации. К сожалению, героический поступок Кирка практически исчез из истории гей-движения.

Актеры-геи Великобритании.

В 1988 году, выступая против гомофобных правительственных норм, актер Ян МакКеллен (Ian McKellen) в интервью радио БиБиСи рассказал о своей нетрадиционной ориентации. После этого заявления последовали и другие, например, от Найджела Хоторна (Nigel Hawthorne).
Три года спустя МакКеллен стал кавалером одного из высших британских орденов. Его соотечественник, режиссер-гей Дерек Джармен (Derek Jarman), подверг МакКеллена суровой критике за то, что тот принял подобное звание и за теплые отношения с гомофобным правительством. Британские открытые актеры-геи, такие как Стивен Фрай (Stephen Fry), Алекс МакКауен (Alex McCowen) и Саймон Кэллоу встали на защиту МакКеллена. Подобные события просто немыслимы для Голливуда того времени.
Интересно, что носивший титул сэра Джон Гилгуд (John Gielgud), а также Дирк Богард (Dirk Bogarde) и Найджел Хоторн (Nigel Hawthorne), входишие в число наиболее известных и почитаемых гей-актеров Голливуда, оставались безмолвными на протяжении всего этого конфликта.

Сэр Джон Гилгуд, один из величайший актеров столетия, завоевавший Оскара за лучшую роль второго плана в фильме Артур (Arthur) (1981), рассказал о своей ориентации за год до этого, когда его поймали с поличным в общественной уборной. Хоть он и скрывался долгое время, все же о его ориентации знали многие, знали и принимали, просто не обсуждали. Его молчание во время конфликта МакКеллена одновременно и продуманно, но вместе с тем и неприятно.
Проживая в безмятежной сельской Франции, Богард оставался равнодушен и дистанцирован, что не могло не раздражать британских актеров, надеявшихся использовать безупречную репутацию Богарда в лоббировании своих интересов. После успеха Рока Хадсона (Rock Hudson) в 50-х гг, снимавшегося в комедиях и мелодрамах, звезда Богарда засияла вместе с его отважным решением сняться в фильме “Жертва” (Victim) (1961), в котором он играл роль адвоката, подвергшегося шантажу за гомосексуализм. Через два года Богард появляется на экране в фильме
Слуга” (The Servant) (1963) в образе “хищного” гомосексуалиста, разрушившего тихую домашнюю жизнь своего окружения.

Несмотря на смелое решение исполнить эти роли (ведь они могли стоить ему карьеры), Богард был чрезвычайно скрытен в своей личной жизни. Он никогда не обсуждал свою гомосексуальность или отношения со своим агентом Тони Форвудом (Tony Forwood), говоря о том, что о нем можно узнать либо из фильмов, либо из автобиографии.

Так же и Хоторн, который вполне заслуживает Оскара за свою роль в фильме “Безумие короля Георга” (The Madness of King George) (1994), не понимал, почему о своей гомосексуальности непременно нужно кричать на каждом углу. Даже после его разоблачения гей-прессой в 1994 году, которая давала ему обидные прозвища, такие как “Безумие королевы Найджел”, “Да, Ваше Высочество, я - гей”, Хоторн просто пропускал подобные оскорбления мимо ушей как недостойные его внимания.
Вероятно, Хоторн считал, что это лучшее, что он мог сделать в такой ситуации.

Современные дебаты: каминг-аут или жизнь в тени?

Британский актер Руперт Эверетт (Rupert Everett) решился на каминг-аут в 1989 году. Но вместо того, чтобы погубить его карьеру, это откровение, судя по всему, вызвало еще больший интерес у публики. После успеха фильма “Свадьба моего лучшего друга” (My Best Friend’s Wedding) (1997), в котором он исполнял роль гея, критики предсказали ему большой успех в качестве первого открытого актера-гея в Голливуде. Эверрет вызвал такую восторженную реакцию у публики еще при пробном показе фильма, в который режиссер вставил дополнительные сцены с его участием.
Успех Эверетта вновь разжег спор о том, будет ли публика принимать гея в гетеросексуальных ролях. МакКеллен ответил на это резко: “Ерунда. Я думаю, что любой, кто полагает, что публика не примет геев в гетеросексуальной роли, должен бороться с гомофобией внутри самого себя.” Он обратил внимание на то, что одной из первых ролей, предложенных ему после каминг-аута, была роль печально известного бабника, бывшего члена Кабинета министров Великобритании Джона Профумо (John Profumo).

Похожая история у Лесли Чана (Leslie Cheung), актера из Гонконга, известному по фильму снятому Кайге Ченом (Chen Kaige) “Прощай, моя наложница” (Farewell My Concubine) (1993). Признание Чана абсолютно не повредило его карьере, хотя, следует отметить, Чан и без того играл неоднозначные в сексуальном плане роли.

Но все же актеры до сих пор считают, что открытая гомосексуальность - не самый хороший помощник в плане карьерного роста. Когда Ричард Чемберлен (Richard Chamberlain) решился на запоздалый каминг-аут в своих мемуарах, опубликованных в 2003 году, он объяснил свое длительное молчание тем, что честность и открытость могли здорово навредить его карьере. Так, судебная тяжба Тома Круза (Tom Cruise) с одним из таблоидов, утверждавшим, что Круз - гомосексуалист, подтверждает факт боязни актеров потерять из-за гомосексуализма свой образ “героя” в глазах зрителей.

Один из режиссеров недавно подтвердил такую возможность, заявив, что он не приглашает актеров-геев на свидания, потому как если их увидят вместе на публике, то этот актер рискует играть в дальнешем только гей-роли.

И даже изначальное предположение о том, что откровения Руперта никак не повредили его
карьере, можно поставить под сомнение. Эверетт жаловался, что руководители студии отказали ему в роли, сославшись на то, что публика не примет открытого гея в роли главного романтического героя. Помимо этого, режиссер Ирвин Уинклер (Irwin Winkler), снявший фильм “Любимчик” (De-Lovely) (2004) о жизни Коула Портера (Cole Porter), композитора-гея, говорит что голливудские актеры все еще боятся признаваться в своей ориентации. “Большинство геев-актеров,” - говорит он, - ” до сих пор скрывают свои пристрастия, а есть и такие, что стоит нам об этом заговорить…. то для них все кончится очень и очень печально.”

В своей автобиографии “Почему у вас такие удивленные лица? Приключения Действительно Независимого Актера” (2002) Крейг Честер (Craig Chester) описывает свои проблемы, свзянные с жизнью открытого гея и говорит, что “для успешного бизнеса себя лучше не раскрывать”. Он приводит в пример Шона Хейза (Sean Hayes), который снимался в сериале “Уилл и Грейс” (Will and Grace), говоря о том, что если уж Хейз не может “решиться на каминг-аут, боясь последствий… тогда кто сможет?”.

Актер Роберт Гант (Robert Gant) не раскрывал карты больше десятилетия, опасаясь потерять свои роли, как, например, в телевизионом сериале “Каролина в городе” (Caroline in the City). А после каминг-аута он получил очень ценную роль в гей-сериале “Близкие друзья” (Queer as Folk). Поэтому-то он и считает, что сначала нужно достичь определенного успеха в ролях “героев-любовников”, а уж потом рассказывать о себе всю правду.

Перевод и адаптация текста Наталья Киселева
Перепечатка и использование статьи ЗАПРЕЩЕНО
Только с разрешения администрации Лестницы
Своровано админом гейвидео по имени Илья в сентябре 2009 года без указания авторства.

Оставить комментарий

Я - не спам-бот.

Spam Protection by WP-SpamFree

ЛГБТ кинематограф: история, события, люди
Проект Творческого центра Лестница
Вэб-дизайн ©Валери и Кир 2009