История Квир кино: Австралия

Фильм Приключения Присциллы королевы пустыни Австралийское ЛГБТ кино.

За последнее десятилетие появилось множество австралийских фильмов, которые прямо или косвенно обращались к лесбийским, гейским, бисексуальным, транссексуальным и квир темам. Однако, этот энергичный, иногда спорный современный квир расцвет - теперь признанный многими критиками как неотъемлемая часть австралийского национального кино - должен быть помещен в контекст киноиндустрии, которая до 1970-х характеризовалась сочетанием социального консерватизма и строго кодифицированной цензуры.

Ранние годы

 

Несмотря на, а возможно именно из-за его подавления, раннее австралийское кино обнаруживает незначительные, относящиеся к квир темам следы, выявленные Вито Руссо/Vito Russo в книге «Целлулоидный Шкаф – The Celluloid Closet», хотя относительная малочисленность продукции местной кинопромышленности, по сравнению с голливудской, дала меньшее количество примеров. Например, в фильме «Папа и Дейв Прибывают в Город – Dad and Dave Come to Town» (1938) – одна из серий всенародно любимого сериала про провинциалов из глубинки «Папа и Дейв – Dad and Dave» Кена Дж. Холла / Ken G. Hall- семейство Радд / Rudd знакомится с Энтвистлом / Entwistle, гомосексуалистом, администратором магазина, который, несмотря на его женоподобное поведение, становится доверенным лицом семейства и появляется снова в фильме «Папа Радд – Dad Rudd, MP» (1940).

Переодевание в одежду другого пола - особенно женщин в мужскую - появилось через мужское одеяние первопоселенца или девушки-скваттера, породив немало интересных двусмысленностей в фильмах «Драгоценные Ночи – Jewelled Nights» (1925), «Любовники и Люггеры – Lovers and Luggers» (1937), «Дочь Фермера – The Squatter`s Daughter» (1933) и «Биттер Спрингс – Bitter Springs» (1950).

Как ни парадоксально, однако, самым заметным фильмом с переодеванием была классическая австралийская военная лента «Сорок Тысяч Всадников – Forty Thousand Horsemen» Чарльза Шовела/Charles Chauvel (1941), некое восхваление героической мужественности австралийского солдата, где в развитии сюжета участвует красивая француженка-шпионка, переодетая как арабский мальчик! Само собой разумеется, все эти квир признаки были строго подтекстовыми и скреплены убедительными гетеросексуальными резолюциями.

1970-е и 1980-е

В 70-х, растущее стремление к культурному самоопределению наряду с усилением государственного финансирования, привело к увеличению количества и повышению качества австралийских фильмов. В комбинации с ослаблением серьезных законов цензуры это облегчило исследование тем “для взрослых”.

Например, фильм «Приключения Барри Маккензи – The Adventures of Barry McKenzie» (1972) Брюса Бересфорда / Bruce Beresford – грубоватый, но все же забавный “за гранью невинности” рассказ, в котором наивный провинциал Базза / Bazza и Тетушка / Aunty (позднее Дама / Dame) Эдна Эверадж / Edna Everage сталкиваются с различными сексуальными пороками, среди которых лесбиянство и гомосексуализм, при посещении Великобритании.

Тем временем, достижение обществом Австралии снисходительности в вопросах морали было отпраздновано в фильмах «Счастье – Felicity» (1978) и «Руководство по Любви и Сексу в Австралии – The Guide of Australian Love and Sex» (1978), легко забывающихся шумных любовных играх с изощренными претензиями, которые однако увеличили некоторую терпимость к однополым влечениям.

Более вызывающая (на удивление, это так и есть) киноверсия популярного ночного телесериала«Номер 96 – Number 96»(1974) показала и манерного (”чрезвычайно хорошего”) Дадли Баттерфилда / Dadley Butterfield, и “обычного парня/гея” Дона Финлейсона / Don Finlayson, адвоката, который, на удивление, является этическим центром фильма.

В серьезных фильмах этого периода обнаружились только пробные, иногда проблематичные исследования квир-тем. В то время как фильмы Фреда Шепизи / Fred Sсhepisi «Песнь Джимми Блэксмита – The Chant of Jimmy Blacksmith» (1978) и «Безумный Макс 2: Воин дороги – Mad Max II» Джорджа Миллера / George Miller (1981) включают демонизированные карикатуры хищных мужчин, канадский режиссер Тед Котчиф / Ted Kotcheff во все еще спорном фильме «Проснуться в Испуге - Wake in Fright» (1971) предлагает более сложную оценку австралийской «маскулинности» путем бескомпромиссного исследования издевательств, творимых в провинциальном городке местными мужчинами-мачо над женоподобным школьным учителем, которые в конечном итоге закончились насилием.

В зрительно ошеломляющем фильме Шепизи «Детская Площадка Дьявола – The Devil`s Playground» (1976), где действие происходит в репрессивной Католической семинарии в Австралии 1950-х, неясно, является ли подростковое гомосексуальное экспериментирование объектом репрессии или (печальным) продуктом этого.

В «Одиноких Сердцах – Lonely Hearts» (1982), авангардного режиссера Пола Кокса / Paul Cox, благожелательно изображенный друг-гей играет ключевую роль в содействии гетеросексуальному любовному роману. Исследования Коксом проблемной, нетрадиционной гетеросексуальности могли бы без труда поместить его в категориию “квир”, хотя следы лесбиянства в его фильме «Цветочный Человек – Man of Flowers» (1983) для некоторых могли бы показаться немного большим, чем стандартная вуайеристская плата в изучении мужской (гетеро) сексуальной одержимости.

Мало представленное в данный период лесбийское влечение, в действительности однако, играет ключевую, хотя и отклоняющуюся от темы на первый взгляд роль, в двух важных исторических драмах, где действие происходит в школах для девочек. Признаки лесбийского эротизма подкрепляются запоминающимся фильмом Питера Вейра / Peter Weir «Пикник у Висячей Скалы – Picnic at Hanging Rock» (1975), в то время как фильм Брюса Бересфорда / Bruce Beresford «Приобретение Мудрости – The Getting of Wisdom» (1977) передает бόльшую специфику подростковой сафической страсти главной героини, чем Генри Хендель Ричардсон / Henry Handel Richardson в своем романе начала столетия.

В 1970-х также обнаружились первые шаги лесбийских традиций в независимом, экспериментальном кино. Часто наполненное феминисткими размышлениями и научными гендерными теориями, оно включает такие фильмы как: «Комнаты – Apartments» (1977) Меган МакМерчи / Megan McMurchy и «Плоть на Стекле – Flesh on Glass» (1981) Энн Тернер / Ann Turner, документальный фильм «Ведьмы, Дайки и Гомосексуалисты – Witches, Dykes, and Proofters» (1979) Дигби Дункан/Digby Dunсan и конфронтационную квир-теорию Леон Найт / Leone Knight, отраженную в фильмах «Вспоминая с Любовью – In Loving Memory» (1992) и «Бог Есть Ничто – The Father Is Nothing» (1992).

1990-е и после

Бурный расцвет австралийских квир фильмов в 1990-х был предвещен, возможно, посредством ошеломляюще-успешного фильма База Лурманна / Baz Luhrman «Строго по правилам (aka Только в танцевальном зале / Австралийское танго) – Strictly Ballroom» (1992). Романтический сюжет картины может быть и традиционен, но фильм, насыщенный «кэмпом» (умышленной аффектацией) и китчем, является предшественником более поздних международных буффонад Лурманна «Ромео + Джульетта – Romeo + Juliet»(1996) по Уильяму Шекспиру / William Shakespeare и «Мулен Руж - Moulin Rouge» (2001).
Полнометражный художственный фильм Энн Тернер / Ann Turner «Куколка из Далласа - Dallas Doll» (1992), с американской комедийной актрисой Сандрой Бернхард / Sandra Bernhard в главной роли бисексуальной авантюристки, распутствующей в “обычной” австралийской семье, был
отрывочным, но все же интригующим рискованным предприятием, которое провалилось при попытке получить разрешение на показ в мейнстрим-кинематографе.

 

В 1994-м, тем не менее, с коммерческим успехом и под шумное одобрение критики были выпущены три новаторских фильма; все три - комедии, но серьезно тематически подкрепленные: «Свадьба Мюриэл – Muriel`s Wedding» П. Дж. Хогана / P. J. Hogan (1994), о дружбе между двумя молодыми женщинами, ведущими разгульную жизнь в Сиднее, переполненный «кэмпом» и пришлифованным (неосуществленным) лесбийским подтекстом; яркая картина Штефана Эллиота / Stephan Elliot «Присцилла, Королева Пустыни – Priscilla, Queen of the Desert»(1994), история про трех трансвеститов из Сиднея (один из них - транссексуал, второй - гомосексуалист, а третий - бисексуал), которые пускаются в путешествие на автобусе к Айерс Рок / Ayers Rock, шокируя местных мужланов по пути; и фильм Джефа Бертона / Geoff Burton и Кевина Доулинга / Kevin Dowling «Чего Мы Стоим в Жизни – The Sum of Us» (1994), с Расселлом Кроу / Russell Crow в главной роли, играющего водопроводчика-гея, живущего со своим доброжелательным отцом-натуралом.

Комический тон продолжил фильм Эммы-Кэйт Крогэн / Emma-Kate Croghan «Любовь и Другие Катастрофы – Love and Other Catastrophes» (1996), остроумная трактовка жанра «комедия чудаков», сосредоточенная на романтических неудачах пяти молодых студентов из Мельбурна, двое из которых “только оказались” лесбиянками.

Все же, к концу 1990-х начал появляться более серьезный тон. Фильм «Жизнь – Life» Лоуренса Джонсона / Lawrence Johnson (1996) – бурно приветствуемый критиками, но слишком конфронтационный, чтобы завоевать переходный успех «Присциллы» - предложил сухое, своевременное исследование отношений между мужчинами в ВИЧ-отделении государственной тюрьмы.

Местами бессвязный, но все же притягательный короткометражный фильм Аны Коккинос / Ana Kokkinos «Только Смелый – Only the Brave» (1994) о девочке из рабочего класса греко-австралийского происхождения, которая осознает, что она лесбиянка, подготовил почву для Коккинос, чтобы стать режиссером и соавтором фильма «Греческий смаковник (aka Лоб в лоб / Без тормозов / С ног на голову – Head On» (1998), технически впечатляющей адаптации грандж-романа «Загруженный - Loaded» Кристоса Тсиолкаса / Kristos Tsiolkas, показывающей замечательное исполнение Алексом Димитриадисом / Alex Dimitriadis роли антигероя Ари / Ari.

Роман, адаптированный для фильма, также стал стимулом для работы Саманты Лэнг / Samantha Lang, которая, вместе с Коккинос, возглавляет авангард молодых, режиссеров, сосредоточенных на квир темах. «Колодец – The Well» (1997) - зрительно ошеломляющая версия истории Элизабет Джолли / Elisabeth Jolley о скрытой лесбийской одержимости, немного обескураживающая, возможно, вследствие сомнения по поводу завуалированного гомофобного оттенка первоисточника, но «Маска Обезьяны – The Monkey`s Mask» (2000) - добротно сделанный фильм, снятый по мотивам одноименного детективного романа Дороти Портер / Dorothy Porter, представляющий собой сложную смесь интеллекта, эротики и поэзии, в убедительном исполнении Сюзи Портер / Suzie Porter и Келли МакГиллис / Kelly McGillis.

Заключение

Разнообразный и отличительный вклад Австралии в квир кинематограф обеспечил международное признание, которое продолжает увеличиваться. В то время как беззаботному 1994-му нужно все же соответствовать, эта традиция, надеемся, останется достаточно прочной, чтобы противостоять социальному консерватизму и бюджетному ограничению, которые характеризуют австралийскую жизнь в новом тысячелетии.

По материалу lgbtq.com
Дебора Ханн / Deborah Hunn

Перевод и адаптация текста bluesgal
Перепечатка и использование статьи ЗАПРЕЩЕНО
Только с разрешения администрации Лестницы
Своровано админом гейвидео по имени Илья в сентябре 2009 года без указания авторства.

Оставить комментарий

Я - не спам-бот.

Spam Protection by WP-SpamFree

ЛГБТ кинематограф: история, события, люди
Проект Творческого центра Лестница
Вэб-дизайн ©Валери и Кир 2009