Туринский Фестиваль ЛГБТ-фильмов TOGAY

«От Содома к Голливуду» – Туринский Фестиваль ЛГБТ-фильмов TOGAY 2010


Туринский Фестиваль ЛГБТ-фильмов TOGAY зародился в 1986 году, его «крестным отцом» и неизменным директором является Джованни Минерба (Giovanni Minerba). С 2005 года его организацией занимается Национальный Музей Кинематографа (Турин) при поддержке Комитета Культуры Пьемонта, Провинции и города Турина, а также – при участии Фонда Сберегательного Банка Турина и Министерства Культуры, которые признали Фестиваль «одним из самых важных итальянских кинематографических событий международного уровня».

«Серебряная свадьба» с участием Джеймса Айвори – Туринский Фестиваль ЛГБТ-фильмов отпраздновал 25 лет со дня основания. Нынешний фестиваль представил богатую (как и всегда, впрочем) программу, «увенчанную» участием калифорнийского режиссера в качестве гостя. На сегодняшний день Туринский ЛГБТ Фестиваль является старейшим (если можно так выразиться о столь кратком сроке) подобным фестивалем в Европе, в мире же он уступает пальму первенства лишь знаменитым фестивалям «Frameline» в Сан-Франциско и «Outfest» - в Лос-Анджелесе. По поводу двадцатипятилетия Фестиваль предстал перед участниками и зрителями в новом образе и с новой организационной группой (Фабио Бо (Fabio Bo) – художественный руководитель, Анджело Ачерби (Angelo Acerbi), Маргерита Джакобино (Margherita Giacobino), Алессандро Голинелли (Alessandro Golinelli), во главе которой по обыкновению стоит директор Джованни Минерба (Giovanni Minerba).

Чтобы отпраздновать столь ожидаемую дату, на Фестивале – прошедшем в Турине с 15 по 22 апреля - была представлена ретроспектива фильмов ЛГБТ-тематики под красноречивым названием «Двадцать пять фильмов, изменивших нашу жизнь». На афишах бросались в глаза «Бент / Склонность» англичанина Шона Матиаса – эпохальный фильм о любви во времена Холокоста, основанный на воспоминаниях Филипа Гласса, «Моя мать любит женщин» Инес Парис и Даниэлы Фейерман - блестящая испанская комедия 2002 года, предвосхитившая эру Дзапатеро, и «Лилии» Джона Грейсона – канадского режиссера с квир-характером и, мягко говоря, эксцентричной фильмографией.

Как и каждый год, на Фестивале на суд трех международных жюри и жюри из публики были представлены три конкурсных категории: полнометражные, документальные и короткометражные фильмы. Одной из основных тем в этом году стала гомофобия – «Ненависть, пожирающая людей» - в том числе в таких странах как Иран, Камерун и Уганда, где гомосексуальность до сих пор является уголовным преступлением и карается тюремным заключением и смертью; были затронуты и другие аспекты: сложные, порой нездоровые отношения родителей с детьми-гомосексуалами; бисексуальность, которая теперь уже проживается не как нерешительность, но как выбор жизненного пути; проблемы пожилых и одиноких геев.

Была отдана дань и трем иконам международного кинематографа, воплощающим эротику, феминизм и философию drag queen: Марии Битти – нью-йоркскому режиссеру-экспериментатору, исследующей лесбийский эротизм, Патрисии Розема – автору трех ключевых фильмов в феминистском и лесбийском кинематографе («Я слышала пение сирен», «Когда наступает ночь» и «Мэнсфилд Парк»), и Холли Вудлоун – актрисе, певице и drag queen из Пуэрто-Рико, «выросшей» из «Фабрики» Энди Уорхола: именно ей посвящена знаменитая песня Лу Рида «Walk on the Wild Side».

На фестивале этого года была впервые присвоена «премия за личность», которая впредь будет выдаваться режиссеру, актеру, актрисе или продюсеру, которые – своей жизнью или карьерой – внесли особый вклад в гей-кинематограф. Эта премия носит название «Дориан Грей» (изначально ей хотели дать имя Оскара Уайльда, но от этой идеи пришлось отказаться из-за прав на интеллектуальную собственность) и представляет собой силуэт великого ирландского писателя и комедиографа, созданный Уго Несполо (Ugo Nespolo). Уайльд – который из-за «любви, не смеющей назвать своего имени» преследовался и оказался в тюрьме, - возможно, является самой значимой иконой гей-движения в истории, воплощая собой символ борьбы с предрассудками и дискриминацией. Первым, кто получил эту премию, стал восьмидесятидвухлетний Джеймс Айвори, представивший в Турине свой последний фильм - «Город Твоего последнего назначения» («The city of Your final destination») – созданный в 2007 году на основе романа Питера Камерона.

Справедливо было бы задаться вопросом – что стоит за неизменным двадцатипятилетним успехом Фестиваля. Помимо важных, но не решающих, объяснений вроде тех, что гей-сообщество любит выражать собственную идентичность и со-принадлежность в разных, в том числе – и подобных Фестивалю – ситуациях, существует и еще что-то, без чего Фестиваль никогда не достиг бы тех результатов, которые мы видим после четверти века его существования, став одним из самых признанных и известных событий в мире. Именно это соображение и подвигло Оттавио Маи и его друга Джованни Минерба подчинить свое желание самовыражения и самоутверждения более тонким и сложным целям, имеющим далеко идущие перспективы. Прекрасно понимая, что враждебность и дискриминацию по отношению к гомосексуалам невозможно победить силой, они прибегли к куда более убедительной диалектике.

Не баррикады и выступления на площади, но сравнение и обсуждение. Именно так зародилась идея Фестиваля, который замышлялся как арена для выражения эстетических идей, через которые зритель приходил бы к необходимости переосмысления своих убеждений и мировоззрения.

В общем, Фестиваль Маи и Минербы (в сущности, справедливо по-прежнему называть его именно так, несмотря на уход из жизни Оттавио Маи (Ottavio Mai) и появление новых организаторов) попал в точку, приняв за основу принципы, свойственные любому серьезному культурному событию: он соединил все выражения человеческой мысли и гения, создал диалог между различными формами личностного выражения, и сопоставил самые важные достижения современного искусства и искусства недавнего прошлого. Тем самым он послужил борьбе за те самые принципы уважения и равенства, на которые все имеют права, но которые особенно важны тем, кто живет в состоянии фрустрации и напряжения из-за своих врожденных особенностей, многими считающихся «ненормальными». С основания Фестиваля прошло 25 лет, но первичные его идеи не устарели, напротив. В коллективном сознании многое изменилось, но многое еще только предстоит изменить. Поэтому-то Фестиваль в этом году и предстал перед зрителями в новых формах и с новыми организаторами.

К сожалению, финансирование было весьма скромным и это не позволило провести шикарные презентации или праздники открытия-завершения, но это никак не сказалось на программе. Наоборот – он оказался событием, ставшим честью для Пьемонта, расширившим культурные горизонты и принесшим более глубокое осознание многих существующих проблем.


Семейные конфликты


На открытии Фестиваля был представлен фильм «Нить» («Le Fil») – первая работа тунисца Мехди Бен Аттая (Mehdi Ben Attia). В главной роли – Клаудиа Кардинале, играющая Сару - мать, принимающую на своей вилле в Хаммамете сына Малика (Антонин Стали), вернувшегося в Тунис после учебы в Париже. Малик влюбляется в Билала (Салим Кекьюш), и Саре приходится сживаться с новой реальностью. Но вообще-то и сама она – француженка по происхождению – когда-то вызвала скандал, выйдя замуж за араба (роль мужа исполняет Лотфи Дзири). Фильм открыто трактует тему гомосексуальности – табу в арабских странах.


ЖЮРИ

Жюри, судившее полнометражные фильмы, состояло из пяти «звездных» персонажей: израильского режиссера Ейтана Фокса (Eytan Fox), американского писателя Питера Камерона (Peter Cameron), сценариста Ивана Котронео (Ivan Cotroneo), канадского кинематографиста и продюсера Патрисии Розема (Patricia Rozema) и вице-президент компании «Teodora Film» Чезаре Петрилло (Cesare Petrillo).

Эйтан Фокс родился в США, в еврейской семье, вырос в Иерусалиме и завоевал громкую славу в 2002 году, благодаря получившему множество премий фильму «Йосси и Джаггер», затрагивающему тему гомосексуальности в рядах израильской армии. За ним последовали «Прогулки по воде» (2004 г.) – самый часто просматривающийся израильский фильм в мире, и «Пузырь» (2006 г.) – сложная история любви между израильтянином и палестинцем на фоне войны между двумя этими народами. Он создал и два телевизионных сериала: «Флорентийцы» и новый – «Мэри-Лу», который и был представлен на Фестивале.

Гомосексуальность появляется и в романах писателя Питера Камерона. Самая известная его вещь – «Тот золотой вечер», по которому Джеймс Айвори снял фильм «Город Твоего последнего назначения» - также в программе Фестиваля.

Единственная женщина в жюри – канадка Патрисия Розема. Несмотря на то, что она родилась и выросла в Онтарио, в суровой кальвинистской общине, где кино и телевидение почитались грехом, Розема «вышла в свет» с полнометражным фильмом «Я слышала пение сирен» («Ive Heard The Mermaids Singing») – победившим на Каннском Фестивале в 1987 году: едкой комедией о мире современного искусства, увиденном глазами Полли – незадачливой секретарши, влюбленной в очаровательную владелицу галереи Габриэль.

Итальянцев в жюри было двое: неаполитанец Иван Котронео – сценарист и автор телепрограмм, написавший диалоги для таких фильмов как «Везувианцы» («I vesuviani») Паппи Корсикато, «Спокойствие!» («Paz!») Ренато Де Мария и последнего фильма Фердзана Оцпетека «Блуждающие мины» («Mine vaganti»); для телевидения он создал программы «Девятый гном» и «Поговори со мной» вместе с Сереной Дандини; еще он пишет романы и является официальным переводчиком Ханифа Курейши и Майкла Каннингама; и Чезаре Петрилло – вице-президент независимой дистрибьюторской компании «Teodora film», которая позволила появиться в итальянских кинозалах фильмам таких начинающих режиссеров как француз Франсуа Озон (François Ozon) – фильм «Рикки», датчанки Сьюзан Бьер (Susanne Bier) – фильмы «После свадьбы» и Мы, два незнакомца», и аргентинки Лукресии Мартель (Lucrecia Martel) – фильм «Трясина». На сегодняшний день самым большим успехом кампании стал фильм Сэма Гарбански (Sam Garbansky) «Ирина Палм».

В других секциях Фестиваля также присутствовали известные персонажи, оценивавшие фильмы, представленные на конкурс. В жюри документальных фильмов были: венесуэлка Мария Битти (Maria Beatty) – режиссер женского эротического кино, которой на Фестивале был посвящен фильм «Фасад порно»; Джованни Анверса (Giovanni Anversa) – журналист и автор телепрограмм «Ты мне нужен», «Прямой репортаж» и «Рассказы о жизни»; Массимо Фузилло (Massimo Fusillo) – преподаватель сравнительной литературы в Университете Аквилы.

Премию за лучший короткометражный фильм вручали туринский режиссер Роберто Куццилло (Roberto Cuzzillo), Звонимир Добрович (Zvonimir Dobrovic) – создатель и директор Загребского Queer Festival, и Массимо Фенати (Massimo Fenati) – генуэзский дизайнер, иллюстратор и мультипликатор, уже давно живущий в Лондоне. В 2005 году он создал серию мультфильмов «Гус и Вальдо» («Gus & Waldo») – забавную хронику из жизни двух пингвинов-геев.


ПОБЕДИТЕЛИ ФЕСТИВАЛЯ

На вечере закрытия Фестиваля – который вел Фабио Канино – были вручены премии жюри и зрительских симпатий.

Самое большое число премий получила Южная Америка – четыре из семи.

В категории полнометражных фильмов Премия Оттавио Маи за лучший полнометражный фильм (5 тысяч евро) получил фильм аргентинского режиссера Лусии Пуэнцо «Малек», а Специальный Приз Жюри был присвоен фильму «Комната Лео» уругвайского режиссера Энрике Букикьо.

В Аргентину отправилась и Премия за Лучший Документальный Фильм (2500 евро) – ее вручили Давиду Липсцику за фильм «Усыновление».

Публика также оценила по достоинству фильмы из Южной Америки, и Приз зрительских симпатий достался документальному фильму двух бразильцев Рафаэля Альвареца и Татьяны Исса «Dzi Croquettes».

Среди полнометражных фильмов зрители предпочли «Сынов Божьих» Карима Мортимера, а в категории короткометражных победил фильм «Козочка Шагала» туринского режиссера Сильвии Новелли.

Жюри же присудила Премию за Лучший Короткометражный Фильм Давиду Ламберту и его работе «Прожить еще немного…».

По материалам итальянской прессы и сайта cinemagay.it
Подготовила специально для Лестницы Лана
Перепечатка и использование статьи ЗАПРЕЩЕНО
Только с разрешения администрации Лестницы

Оставить комментарий

Я - не спам-бот.

Spam Protection by WP-SpamFree

ЛГБТ кинематограф: история, события, люди
Проект Творческого центра Лестница
Вэб-дизайн ©Валери и Кир 2009