История Квир кино: фильмы Нуар

«Фильм-нуар» — термин, введенный французским кинокритиком Нино Фрэнком в 1946 году для обозначения популярного стиля в американском послевоенном кино. Для него характерны: криминальный сюжет, гнетущая атмосфера циничной безысходности, стирание граней между героем и антигероем, игра со светом и тенью. Корнями «нуара» является сюжеты американских книг серии “крутой детектив” и экспрессионизм немецких кинематографистов 1920-ых годов.

Так точно и не доказано, когда же в первый раз появился такой жанр фильма, как фильм Нуар и какой именно фильм первым заслужил столь специфическое звание. Возможно (по крайней мере, так некоторые предполагают), это был фильм Фрица Лэнга (Fritz Lang) «М убийца - M» со всей его экспрессивностью, давящей темнотой и удивительной подачей. Чаще же первым фильмом жанра Нуар называют детище Джона Хьюстона (John Huston) «Мальтийский сокол - The Maltese Falcon» (1941), который представляет собой череду обмана, умирающих гангстеров и других гротесков, знакомых больше читателям, чем киноманам. Предполагают также связь этих фильмов явным или для кого-то скрытым Квир персонажем, которых играл актер Питер Лорр (Peter Lorre), в фильме «М убийца» он играет замученного хулигана, а в «Мальтийском соколе» жеманного преступника. Внимательные зрители, смотревшие оба фильма, отмечают, что он явно гей.

Эта связь между двумя очень оригинальными фильмами считается чем-то большим, чем просто совпадением: Квир характеры были главными компонентами жанра Нуар, частью вызова погрязшей в комфорте Америки.

Оформляющийся как новый жанр, Нуар позволял использовать в фильмах разные странные для того времени приёмы: роковые женщины, слабые мужчины, обижание невинных. К таким фильмам всегда шел подтекст – «извращенцы».

Последние, уже рассматриваемые обществом как “теневые существа”, скрывающиеся от его неодобрительных глаз, прекрасно дополняли стиль фильма жанра Нуар, в котором недостаток может стать достоинством, все виды социальных норм обычно разрываются, и вселенная является неконтролируемой.

Фильмы Мальтийский сокол и Гильда.

Мальтийский сокол - The Maltese Falcon: настоящий букет из пороков. Правда несколько омрачал такую подачу гей-персонаж. Дашил Хаммит (Dashiell Hammett) даже написал книгу, где раскрывал гомосексуальность Джоэля Кайро (роль Питера Лорра / Peter Lorre) юного убийцу Вилмера Кука, насмешливо названного «Gunsel» натуралом-детективом Сэмом Спэйдом (роль -Humphrey Bogart). Ганзель (Gunsel) – сленговое слово, образованное с Идиша, означает молодого гей-головореза.

Фильм, первым в жанре Нуар, показал гей-персонажа, склонного к преступлениям, красивой одежде, а в конце концов прирученного мужественным мужчиной. Но бесспорно, это приручение происходит не без некоторых событий вокруг двух мужчин.

Сцена, где Сэм Спайд теряет над собой контроль и кричит на Гутмана, чтобы тот помешал Вилмеру Куку следовать за ним. Его возбужденное «Я убью его!!» добавляет пару пунктиков к и так гомофобному восприятию, а значит, страху перед гомосексуальностью парня и тут даже его невозмутимость дает трещину.

Казалось бы, так все и закончится в 1940-е и Квир пары мужского пола больше не будут мелькать не экране, но тут появляется изящный гангстер Баллин Мандсон (роль Джорджа Макриди / George Macready) и его протеже Джонни Фаррелл (роль Гленна Форда / Glenn Ford) в фильме Гильда (Gilda, 1946). Их отношения вряд ли можно понять неоднозначно. Джони буквально снимает Баллина, особенно, когда видит его с моряком.

Фильм полон гомоэротичных диалогов. Джонни как-то сказал Баллину «Я родился вчера вечером, когда встретил тебя в том переулке» или Баллин говорит Джонни «так странно слышать женщину, поющую в моем доме. Да, Джонни?»

Даже актеры порой подшучивали о гомосексуальности в предверии эры сексуальной революции. А Гленн Форд однажды сказал «конечно, мы знали, что они были геями!».

Лесбийские фильмы жанра Нуар.

Лесбиянки, и, конечно, лесбийские пары, были менее очевидными в фильмах Нуар, так же, как они меньше интересовали с медицинской точки зрения, в социологии, и религиозных областях относительно вопроса гомосексуальности. Когда они действительно появлялись, их показывали как лесбиянок-хищниц.

В фильме Николаса Рея (Nicholas Ray) «В укромном месте - In a Lonely Place» буч-массажистка почти по-садистски обращается с клиенткой, тем самым подрывая заложенные в основу фильма гетеросексуальные отношения.

Другой похожий случай показан в фильме Майкла Куртиса «Трубач - Young Man with a Horn» (1950). Зрители были в ужасе, когда бисексуалка Эми Норт (Лорен Бэкол / Lauren Bacall) теряет интерес к своему бойфренду музыканту Рику Мартину (Кирк Дуглас /Kirk Douglas ) и оставляет его ради молодой женщины.

У некоторых фильмов было даже по две лесбиянки-хищницы. Фильм Джона Кромуэлла / John Cromwell «В клетке – Caged» (1950), где арфистка и медсестра называют других женщин «симпатичными ловушками». И даже, не смотря на то, что фильм нерешительно указывал на их гомосексуальность, это становилось вполне понятным из-за того, что о мужчинах в их жизни речи не шло.

Гей любовники.

К середине 1950-ых, несмотря на то, что это время считалось десятилетием репрессий, Квир мотивов в фильмах становилось все больше. Фильм Джозефа Х. Льюиса “Большой ансамбль - The Big Combo” (1955) гангстеры Фантэ (роль Lee Van Cleef) и Минго (роль Earl Holliman) ясно обозначены как гей-любовники, работающие и расслабляющиеся вместе, даже спящие вместе в одной спальне. А когда неизбежное возмездие приходит с взрывающейся коробкой сигар, которая убивает их обоих, мучительный последний крик Минго был лишь об одном “не оставляй меня, Фанте!”

Льюис не стеснялся гей-темы и намекнул на нее в еще одном своем фильме «Сумасшедшее оружие - Gun Crazy / Deadly Is the Female» (1950), в главной роли был гей-актер Джон Долл (John Dall), сыгравший снайпера, которого убивает роковая женщина.

Квир Нуар: жертвы и злодеи.

Гомосексуальные жертвы и злодеи фильмов Нуар удовлетворяли еще несколько целей. Они показывали мир, в котором основой были гетеросексуальные пары. Но все больше выходя из полутьмы, говорили и о Квир сообществе, которое так не хотели замечать большинство. Яркий пример стирания гей-персонажа из фильма режиссера Эдварда Дмитрука (Edward Dmytryk) «Перекрестный огонь - Crossfire» (1947), снятого по новелле Ричарда Брукса (Richard Brooks) «Кирпичная Стрелковая ячейка - The Brick Foxhole», у которого был персонаж-гей, жертва общества, но до экранизации он не дожил.

Квир-персонажи также помогли фильмам-Нуар показать себя более осведомленными, задать новую моду, бросить вызов обществу, щекоча нервы натуральным зрителям.

В наше время, неразборчивые (как можно было бы подумать) связи Квиров с садистами и сумасшедшими могут показаться мерзкими и неправильными, но в то время, это было отражением нападок, направленных на гомосексуализм. Несмотря на то, что гей-персонажи были часто причудливы или неестественны, они все же помогали достучаться до зрителя и соединять кино с жизнью.

Нео-Нуар.

Всё вышесказанное привело к тому, что стало считаться, что фильмы-Нуар закончились до 1950-х гг. Таким образом, к 80-90 годам образовался новый поджанр Нео-Нуар с незначительно изменившийся формой повествования фильма.
Фильм Орсона Уэллса (Orson Welles) «Печать зла - Touch of Evil» (1958) где актриса Мерседес МакКэмбридж (Mercedes McCambridge) сыграла одетую в кожу лесбиянку, является примером фильмов жанра Нео-Нуар.
А в 1996 году братья Вачовски (Andy and Larry Wachowski) сняли всем нам известный фильм Нео-Нуар «Связь – Bound», использовав методы Нуара, где подача идет зловещей с психологическим подтекстом. Фильм о лесбийской любви.

Фильм Связь, его успех, стал показателем того, что общество готово воспринимать Квир-персонажей открыто, даже в таком пропитанном тенью жанре, как Нуар.

Перевод и адаптация текста Валери
Перепечатка и использование статьи ЗАПРЕЩЕНО
Только с разрешения администрации Лестницы
Своровано админом гейвидео по имени Илья в сентябре 2009 года без указания авторства.

Оставить комментарий

Я - не спам-бот.

Spam Protection by WP-SpamFree

ЛГБТ кинематограф: история, события, люди
Проект Творческого центра Лестница
Вэб-дизайн ©Валери и Кир 2009